Детище «Светлой Музыки» уже давно превратилось в не простую сборную солянку из групп в стиле «вот вам сцена, вот вам трава, а вот там можно пива попить». Это мероприятие общегородского масштаба, где с равным успехом можно встретить хипстера и бизнесмена, леди в вечернем платье и девушку в берцах. И если StereoНОЧЬ была выдержана в более клубном стиле, то StereoДЕНЬ был больше похож на сход нескольких цыганских таборов разом.
Первая же группа, которая выступает на Малой сцене (Bastille) и встречает гостей – петербуржцы Чё Морале. Начинают они с Bubamara – песни из фильма «Черная кошка, белый кот», неофициального гимна цыганскому веселью и разудалой жизни.
А тем временем на главной сцене Zorge (тоже питерцы) выводят мечтательные баллады с гитарными эффектами от U2, порой срываясь в альтернативный и колючий саунд.
Народу становится все больше и многим тяжело стоять, но недостаток травы настоящей организаторы с лихвой перекрыли огромными тумбами пять на пять метров с искусственным покрытием. Ну, а для тех, у кого энергии через край, за сценой разбит целый городок с развлечениями от GaGa Games, лавками винтажной одежды и причудливых украшений. Но даже если этого зрителям мало, можно просто покидать фрисби, научиться жонглировать или сделать себе новую прическу.
Не остаются без внимания и самые маленькие посетители – они могут научиться рукоделию и порисовать вволю.
Когда Zorge уходят со сцены, воздух наполняется звуками диско и регги. Определенно, звучит кавер на Nirvana – Smells Like Teen Spirit.
И тут выходит Серебряная Свадьба – группа разодетых фриков с вокалисткой, до умопомрачения похожей на Жанну Агузарову. Каждую песню они заканчивают выходкой а-ля Маппет-шоу: то резиновый червяк на микрофоне танцует, то плюшевая собака поливает зрителей водой.
Сгущаются сумерки и на сцене появляется Петр Мамонов – один из заявленных хэдлайнеров фестиваля. Совсем одни, он и его гитара, затягивают блюз, самый настоящий, тот, который рвет душу на части. Мамонов творит на сцене самый настоящее безумие: по-детски бренчит на губах, рычит, орет, скалится. Спасибо огромному экрану слева от сцены – всё многообразие мимики музыканта передается в мельчайших подробностях. А хмурое питерское небо как будто в тон песням ставит тучи на стоп-кран.
Подальше от тяжести бытия мы перемещаемся к Малой сцене. Тут идут последние приготовления перед выходом Ramzailech – израильского коллектива, представляющего жанр hardcore klezmer. Чтобы прояснить ситуацию, лучше провести аналогию. Представьте, что Disturbed играют Калинку-малинку. Вот примерно так это будет выглядеть, только с еврейским колоритом. На сцену вылетают парни до боли в зубах похожие на System Of A Down. За исключением худощавого кларнетиста-вокалиста в деловом костюме. После Мамонова их энергичные боевики, щедро сдобренные вышеупомянутым кларнетом, - как живая вода на израненную душу. В порыве чувств вокалист даже крикнул, как он рад оказаться в Mama-Russia. Гитарист с ирокезом и бешеными глазами то и дело прыгает в толпу и бегает в ней, цепляя за собой отрывающихся во всю зрителей. Под конец выступления Ramzailech уже яблоку негде упасть и маленький дворик Bastille Stage набит людьми, которые кружатся в нескольких хороводах разом вокруг кларнетиста и гитариста. Короче говоря, полный мазлтоф.
Народ возвращается к главной сцене, ведь большинство зрителей пришли затем, чтобы воочию увидеть прекрасный и сверхталантливый «гвоздь» вечера – Регину Спектор. Она начинает свое выступление с небольшой, но невероятно трогательной речи, в которой признается, что рада слышать кругом русскую речь. Да я же тут по-русски говорить могу, Боже, - восклицает она. Публика взрывается аплодисментами.
Каждая ее песня погружает в раздумья и тоску. Но не злую, как у Мамонова, а светлую и почти ностальгическую. После каждой песни, как только умолкает очередная овация, она чуть ли не плача благодарит слушателей на русском с тончайшим английским акцентом и просто не может найти слов.
Но если смотреть на вещи трезвым и незамутненным взглядом, если отбросить впечатление от голоса Регины и если отвлечься от громогласных рояльных партий, то в голову лезут неоднозначные выводы.
Спектор – милая девушка (удивительно, но в свои 32 она умудряется выглядеть на зазеркальные 23), которая поет очень взрослые песни. Она – само воплощение того, что сейчас называют «мимимишностью». Она невероятно мила и обаятельна. К примеру, она имитирует удары барабанов, когда не поет. Она широко улыбается, и только слепой не заметит, как ей нравится то, что она делает. А с другой стороны, только тот же слепой не заметит, что своей славой она не собирается ни с кем делиться. Это открывается в мелких деталях, но из них легко составить общую картину. К примеру, свет на сцене выставили так, чтобы Регина купалась в золотом свете, а все остальные музыканты выглядели не более чем тенями звуков, что они производят. Да и камера снимала только её на протяжении всего выступления. Это не плохо, не подумайте, нет. Просто Спектор слишком хорошо знает, какого труда стоит эта слава. И не нам её судить.
И как только отзвучал последний аккорд последней песни, а последний слушатель сделал последний хлопок, на том самом огромном экране мелькнула эмблема Госдепа США. Может, среди техников Stereolet’а есть свой Тайлер Дёрден? Кто знает.
фото: Карина Петрова, Евгений Костылев
Егор Нашилов