Вернее, стремясь к достижению не совсем того результата, который запомнится и затронет многих мальчиков и девочек. Песни про зомбированного североирландского террориста, бесплатное спасение от наркотиков, боснийское Сараево да убийцу Джона Леннона, Марка Чэпмена – вот за что, как предполагалось, аудитория должна бы быть благодарна ирландским ягодкам. Но девяностые прошли под знаком THE CRANBERRIES все же по немного другой причине.
Она отражена в картине "Клик", где героиня Кейт Бекинсейл растрогана тем, что ее муж в исполнении Эдама Сэндлера "помнит" "их" песню. Это, разумеется, как и у тысяч не только североамериканских пар, "Linger" с первого альбома THE CRANBERRIES 1993 года "Everybody Else Is Doing It, So Why Can't We?". Ближе к финалу трагикомедии Долорес О'Риордан исполняет ее же свадебной певицей в далеком будущем.
Первые два альбома ("No Need to Argue" вышел в 1994) THE CRANBERRIES были безупречны. С дебюта прошло время, достаточное, чтобы родиться и закончить школу. Вышли еще три пластинки, затем коллектив умолк почти на англосаксонскую декаду. Долорес О'Риордан успела побывать брюнеткой и блондинкой, а также длинноволосой певицей с уже двумя сольными альбомами ("Are You Listening" 2007 и "No Baggage" 2009) и неизменно пронзительным голосом. Побывала с концертом в московском клубе "Б1 Maximum" в ноябре 2007 года. А в мае 2010 приезжает в Санкт-Петербург и Москву вместе с THE CRANBERRIES.
Взглянем, что FUZZ писал о THE CRANBERRIES в прошлом.
"Долорес - одна из тех маленьких провинциалок, которые подаются для самоутверждения в город, а потом покоряют весь мир. Ее, ребенка из ревностно католической семьи, ожидал нормальный дамский набор из замужества и последующих домашних хлопот, с музицированием несовместимых. Оценив к восемнадцати годам свое предполагаемое будущее, Долорес предпочла уйти из дома и отправилась в Лимерик, где провела полтора полуголодных года и в итоге собрала THE CRANBERRIES - с барабанщиком Фергалом Лоулером и братьями Хоганами, Ноэлом (гитара) и Майком (бас).
После своего первого альбома они гастролировали в Америке с SUEDE, и два миллиона копий "Everybody Else..." разлетелись там очень быстро; критики называли группу "будущим рок-н-ролла", а добропорядочные граждане спрашивали у них после концерта: "А где это - Ирландия?"
Альбомы THE CRANBERRIES продюсировал Стивен Стрит, занимавшийся THE SMITHS и Моррисси, действительно знающий, как делаются вещи, которые становятся классическими. И Долорес в "Empty", "How", "Linger", "Daffodil Lament", "Ridiculous Thoughts" и многих других песнях о любви благодаря своему мелодическому дару и необыкновенному голосу поднимается до горних высей. Ее песни об отношениях двоих людей - это прекрасное успокаивающее средство, как та самая целебная клюква с ее сахаром и кислотой. И в самых эмоциональных лирических вещах THE CRANBERRIES отсутствует тот жуткий надрыв, которого так много стало сейчас в связи с вылезшими на сцену некрасивыми агрессивными девочками с их "злобной вагинальной музыкой", как о ней сурово отозвалась Кортни Лав.
Хорошая гитарная музыка, последний альбом - один сплошной хит, безоблачная жизнь - все это замечательно подходит для талантливой звездной девушки. Но все оказывается не так просто и лучезарно, и Долорес совсем не хочет окончательно вписываться в рамки общества потребления, в котором она пребывает. В связи с этим на "No Need To Argue" появляются две необычные песни, которые почему-то не воспринимаются как исполнение поп-звездой социального заказа.
Одна, кстати, самая знаменитая их песня - "Zombie", была сиглом, вышедшим перед альбомом. В ней Долорес спрашивает, что думает террорист в тот момент, когда он устраивает взрыв в магазине: "Что у тебя в голове, зомби?" Она говорит: "ИРА - это не я. Я - не ИРА. THE CRANBERRIES - не ИРА. Как сказано в песне, "Это не я и не моя семья", и это так. Это - не Ирландия, а несколько идиотов, живущих вчерашним дней, какими-то мечтами. Хорошо, я понимаю, у них там есть проблемы, но это - не причина, чтобы убивать ребенка и заставлять страдать его мать. Я видела по ТВ мать одного из тех мальчиков, которые погибли при взрыве в Уоррингтоне. Мне было так жаль ее - она вынашивала его девять месяцев, любит, а какой-то пустоголовый мерзавец, думая, что он совершает настоящий поступок, сделал такое. Неважно, протестант это или католик, неважно, Англия это или Ирландия, в конце концов - пострадали невинные люди. Вот потому я и написала эту песню, а вовсе не из-за того, что я - ирландка".
"Zombie" - действительно великая вещь, и когда Долорес повторяет: "зомби", рычит и охает, это впечатляет сильнее, чем ее песни с самым чистым вокалом и струнным оркестром.
Еще одна песня - "The Icicle Melts", была написана после смерти Джейми Балджера, малыша, убитого двумя подростками. "Я не знаю, что сейчас происходит с людьми/Когда ребенка могут убить", - поет Долорес.
"Я думаю, если бы те двое мальчиков знали, что за это их повесят, то они не стали бы убивать. Я думаю, за убийство надо вешать. Знаю, что это звучит ужасно, но я так думаю".
Несмотря на свое такое обостренное чувство справедливости и сопереживания и католическое воспитание, Долорес не очень озабочена проблемой общения с высшими силами: "Я никогда не была особенно религиозна. Так вот: "Привет, я католичка, я обожаю Иисуса Христа и Иоанна и всех ребят" - такого не было. Когда я была ребенком, то чуть не засыпала в церкви. Пока не начинались грегорианские гимны - вот тут я оживлялась. Я любила грегорианские гимны - у них прекрасные мелодии. С них-то и начался рок-н-ролл - это точно".
Ж. Н.
THE CRANBERRIES
20 мая, Санкт-Петербург, ДС "Юбилейный"
21 мая, Москва, ГЦКЗ "Россия" в Лужниках
Организатор концерта: "RIFF Entertainment"