В 2011 году в далекой Индонезии полиция арестовала несколько десятков панков, пришедших на рок-фестиваль. Все они были отправлены в специальный лагерь для прохождения курса “моральной реабилитации”. Там панков остригли, отобрали цепи, значки и майки с названиями панковских групп. Советские любера расплакались бы от умиления.
Такое отношение к панкам в крупнейшем мусульманском государстве мира воспринимается как нечто нормальное, как естественное проявление строгости исламской морали. Комбинация панка и ислама в хит-параде абсурдных сочетаний бесспорно занимает одно из первых мест. Само по себе соседство какого-либо музыкального стиля и ислама уже проблематично. Коран и Сунна запрещают инструментальную музыку и песни. О поведении характерном для панков и говорить нечего. Это все харам.
И чем очевиднее истина, тем больше вероятность того, что появится ее ниспровергатель. Противоположность ислама и панка поставил под сомнение американец Майкл Найт, принявший в юности ислам. В 2004 году он написал книгу “The Taqwacores”, название которой состоит из арабского “taqwa”, означающего “набожность” и английского “core”, часто встречающегося в названиях подстилей рок-музыки, например, хардкора. Герои книги - мусульмане, живущие в нью-йоркском сквоте и ведущие несколько нетипичный для ортодоксальных мусульман образ жизни. Они курят, пьют, сквернословят и много чего еще делают. Все они увлечены панк-культурой, в частности ее внешними атрибутами, такими как огромные разноцветные ирокезы, татуировки и т. п.
Майкл Найт, судя по всему, после принятия ислама пережил свойственный неофитам период глубокого погружения в религию. Мир в таком состоянии раскрашивается в два цвета - черный и белый, без полутонов и оттенков. Выйдя из этого состояния неофит или отрекается от религии в принципе, или обретает более зрелый, менее романтический взгляд на духовную жизнь. Как объяснил суть таквакора сам Майкл Найт, это серый ислам, религиозность полутона, а не контрастного противопоставления халяль-харам, чистого-нечистого, разрешенного-запрещенного.
Книга о богобоязненных панках настолько впечатлила молодых людей из мусульманской диаспоры в США, что фактически по ее мотивам возникло несколько рок-групп, состоявших из пакистанцев или арабов, разумеется, мусульман по вероисповеданию. Музыкально они не всегда похожи друг на друга. Иногда они звучат как хардкор 20-30 летней давности, хотя, прямо скажем, не музыка их главное примечательное свойство.
Таквакор группы на практике пытаются синтезировать новый, катастрофически необычный культурный объект. К западному стилю они присоединяют идейные мотивы, существовавшие доселе лишь внутри мусульманского сообщества. Собственно конфликт ортодоксальной и модернистской интерпретаций Корана - это внутренний вопрос исламской религии, мало понятный не-мусульманам. Таквакор воплощает эту проблематику в чисто западных, американо-европейских формах. Панк понимается ими как некий универсальный код, как всем понятная формула протеста против авторитетов. Под авторитетами подразумеваются не только имамы, духовные учителя ислама, но и авторитеты той культуры, в которой возник таквакор, то есть идеалы американского общества. Группа KOMINAS в песне “Sharia Law” иллюстрирует эту идею как нельзя просто: “I am islamist, i am antichrist” ("Я исламист, я антихрист"). Слегка подправленная строчка из хита SEX PISTOLS получает сразу тысячу новых граней и смыслов.
Одна из граней таквакора, вполне очевидная, это поиск своей культурной идентичности иммигрантами из стран мусульманского Востока. Странное положение представителей диаспоры освещается лучом парадоксальной самоидентификации. Для Запада таквакоры изгои, потому что панки всегда изгои по определению, и к тому же они мусульмане, то есть чужаки в квадрате. От своих соотечественников и единоверцев исламо-панков отчуждает дерзость, с которой они трактуют ислам.
Иногда это просто революция формы. В художественном фильме, снятом по мотивам книги Майкла Найта, один из героев исполняет азан (призыв к молитве) на электрогитаре. Сам персонаж одет в косуху, а его голову украшает крашенный ирокез. Другой персонаж, девушка, вычеркивающая в Коране спорные строчки, украшает свою бурку рок-атрибутикой.
Но главное лежит глубже, в том слое религиозного сознания, где прячется вопрос о взаимодействии верующего человека с современной культурой. Таквакор предлагает радикальный ответ, а именно анархический протест как способ богопочитания. Молодежь, выбравшая западную культуру, отказывается мириться со стандартами жизни, принятыми в странах Востока. Уезжая из Пакистана или Ирана в США, они прощаются с родительской культурой, диктующей определенную модель поведения, поощряющую закрытость, необщительность, пуританскую осторожность в социальной жизни. При этом именно образ мусульманина традиционалиста, приносящего террор и несвободу, давно стал главной страшилкой в западном мире. Исламский панк храбро атакует эти стереотипы, критикует догмы, как и полагается панкам - по-хулигански, грубо, самым неделикатным способом.
В результате мировая культура обогатилась новым, парадоксальным явлением. Очень современный и очень противоречивый, таквакор прекрасно иллюстрирует актуальную проблему соседства инородных культур. Проблема эта не специфически американская, отнюдь.
Чем дальше, тем больше места будет занимать эта тема в российском общественном сознании. В России миллионы мусульман и множество этнических групп. Быть может, со временем и в нашей стране возникнет что-то похожее на таквакор.
К таквакору в первую очередь причисляют группы, которые засветились в документальном фильме “Таквакор: Рождение панк ислама”. Во-первых, это THE KOMINAS, наиболее мелодичная из них и, наверное, самая известная.
AL-THAWRA звучит тяжелее и трагичнее.
Группа FEDAYEEN дебютировала с провокационной песней признанием в любви “I Love Osama Bin Laden”.
Не менее провокационно звучит название группы VOTE HEZBOLLAH (“Голосуй за Хезбалла” - кстати говоря, так же называется альбом Muslimgauze). DEAD BHUTTOS тоже смелое название - пакистанская калька DEAD KENNEDYS.
И еще один интересный проект - группа PUNK MUSLIM из выше упомянутой Индонезии. При просмотре видео возникает ощущение, что Цой жив.
Дмитрий Филиппов