Но в действительности =ВМ= далеки от дьяволоборческого пафоса. Ничего темного - упаси Боже, готического - в их музыке нет. Мухи, объявленные врагами, - это люди, послушно следующие на зов массы, потребители, слетающиеся, как мухи, на хорошо прорекламированные фекалии.
Панк-рок таким и задумывался — как плевок в сытость и жлобство, как юродство на глазах князей мира сего. По крайней мере, так нравится думать тем, кому нужно идейное обоснование для своего непричесанного стиля жизни. Враждебный «мухам» панк в идеале сам привлекает мух резкой вонью немытого тела.
Годы идут и стиль мутирует. Панком с 1990 гг. может называться практически любой музыкант. Это бескрайне широкое понятие, универсальное и потому протертое, как ярлыки на секонд-хэнде.
=Враги муХ= — опрятные ребята, да и к тому же в их составе есть миловидная Ольга Лесникова. Ничего вонючего. Но раз они сами себя считают панками, зачем их переубеждать?
Группа возникла в 2003 году. От основателей в нынешнем составе остался только Федор Лукашук, басист и певец. Требовательность к технике владения инструментами — не самая характерная черта панк-рока. Мифология панка одобряет простое, как топор, отношение к гитаре. Техника игры, как когда-то изрек Егор Летов, это «буржуазный способ зарастания жиром». Для врагов жира и мух было бы естественным наплевательское отношение к качеству звука. Но =Враги муХ= вопреки стереотипам умеют играть.
Пожалуй, это первое впечатление от их песен. Играя несложную музыку, они находят способ показать свое мастерство. Иногда даже возникает ощущение, что с таким непримитивным музыкальным мышлением можно было бы выбрать стиль поинтереснее, чем поп-панк. На записях сказывается и уровень технического прогресса. Звучание у =ВМ= без грязи, местами даже слишком гармоничное, почти лакированное.
Попытка усложниться, по крайней мере, в том, что касается стилистического самообозначения, в истории =ВМ= была. Некоторое время они называли свой стиль «абсурд техно панк». Неуклюжий термин ничего не говорит об их музыке. В ней нет ни абсурда, ни техно.
Музыка =ВМ= звучит фирменно, но без вычурностей. Нормальная американская музыка для танцев в свеже-приобретенных кедах. Лидеру группы нравится GREEN DAY, и это заметно. Странновато, конечно, в гриндеевской музыке слышать внезапный мат и советскую алко-лирику («это надо обмыть!»), но ведь потому музыканты и выбирают русский язык, чтобы не путали с буржуйскими прототипами.
Простота =ВМ= навевает мысли о так называемой «новой искренности», волнующей умы деятелей искусства начала 21-го века. Проблема такая - как не впасть в цинизм, когда все известные эстетические формы уже замылены до пошлости? Страшно, а вдруг засмеют? «Ты ее любишь», «Любви нет», «Жизнь полное говно, если у тебя нет девчонки» - только очень независимый человек, сохранивший детское восприятие темы под названием Любовь, может быть таким беззащитно открытым. Ранние записи =ВМ= были в этом смысле менее нежными. Потом, по признанию Федора Лукашука, «захотелось трахаться» и на первый план вышла тема отношений полов. Наивная искренность умиляет во многих вещах =ВМ=, например, в песне «Друзья» с вступлением из Беллы Ахмадуллиной и рефреном «Я больше всего желаю сказать: не расставайтесь с друзьями!» Или другой пример: «В подъезде бабушку избил, какой же ты хулиган, ты настоящий дебил». Ясно, что =Враги муХ= играют для хороших хулиганов, а не для плохих дебилов.
Чтобы играть фирменно, нужно уметь играть. В поисках умеющих или хотя бы желающих научиться, =ВМ= перебрали пару десятков музыкантов. Это нормальная практика для начинающих, да и опытным коллективам полезно проводить ротацию состава.
Локальная популярность группы поддерживается концертами пусть не в самых больших, но зато разнообразных залах. Концерты чрезвычайно важны для таких команд. Задорно потрясти туловищем можно, конечно, и дома в наушниках, но клубная атмосфера все-таки обогащает уникальными впечатлениями. Об этом у =ВМ= есть песня «Маленькие клубы»: «Слэм в помещении размером с туалет»...
Если бы =ВМ= родились на свет лет на 15-20 раньше, они, вероятно, подпели хору собравшихся в огромном зале ожидания музыкантов, надеющихся на «продюсера», «лейбл», «контракт», «Москву» и т. п. Сейчас, в наши дни, любой, кто сетует на несправедливость музыкального мира и вообще на несправедливое распределение внимания в мире искусств, публично показывает свое невежество и отсталость. Такие люди называются «опоздавшие-на-поезд» или «выпавшие-из-времени». Ужасают музыканты, жалующиеся на то, что им не хватает денег на запись в студии и издание компакт-диска, вследствие чего они теряют слушателей. Какая студия? Какой компакт-диск? Это похоже на жалобы праздного писателя, который не может найти машинистку для набора его рукописи на печатной машинке. Или даже так — писателя, который не издается, потому что пишет клинописью или веревочным письмом.
Вся эта музыкальная инфраструктура постепенно, медленно и верно усыхает и превращается в музейную мумию. Людям в сети, например, в Интернете, не нужны посредники. =ВМ= в этом смысле вполне современная группа. Ни один их альбом не был издан официально каким-нибудь лейблом. И это хорошо. Они издают себя сами и самораспространяются в Интернете. В 2008 г. была издана первая часть трилогии «Боишься ли ты львов?», в этом году выходит вторая, а окончание запланировано на 2012 год. Первая часть задала настроение трилогии, вторая, по словам Федора Лукашука, покажет душу.
Душу таким группам не скрыть, даже если они захотят. Сложно конспирироваться, когда ты молодой, здоровый, умеешь играть на гитаре и вдохновляешься энергичным поп-панком. Ты симпатичный и открытый, ты весь, как смайлик, как простосердечный котенок, как песня о любви.
Дмитрий Филиппов