То есть барокко-поп, сложенный с африканскими народными ритмами, оказался настолько массово приятным, что ему внимали самые разные люди. Изданный 11-12 января второй диск по настроению не очень-то актуален в России, где опять ударили морозы, и даже в родном для коллектива Нью-Йорке. Но в любимой Калифорнии его слушать милое дело. К тому же это не тот диск, у которого есть конкретная прописка. Настоящий панегирик «world music».
Познакомились главные силы VW осенью 2002-го на вечеринке. Клавишник Ростам Батманлий слушал COLDPLAY, RADIOHEAD и SIGUR ROS, гитарист/вокалист Эзра Кениг – фолк и хип-хоп. Барабанщик Крис Томсон с Ростамом встретились на уроках гармонии и композиции, а басист Крис Байо понравился им, потому что играл по памяти песни METALLICA. Начали они с того, что Эзра наслушался мадагаскарского попа, а Ростам – записей южноамериканской музыкальной королевы Бренды Фэсси.
Назвавшись в честь созданного руками Кенига и его друзей хоррор-муви, собрались они в итоге в Манхэттене. Выглядели совсем не вызывающе, скорее скромно. Выпускники Колумбийского университета сумели понравится и инди-фанам, и любителям мэйнстрима.
Первым концерт был сыгран в феврале 2006-го, VW тогда проиграли на конкурсе групп, хотя уже успели сочинить первые версии своих хитов. Альбом они записывали в разных местах - в каком-то подвале, дома, в студии, в сарае - с начала 2007-го. На ранних концертах они продавали самостоятельно выжженные CD-R, но ничего не отправляли на лейблы. Потому что новейшая история доказывает – никто не слушает демо. Люди в конторах читают блоги. В октябре 2006-го про них впервые написали - в «Benn Loxo Taccu» дали ссылку на песню «Cape Cod Kwassa Kwassa». Она четко указывали на источник вдохновения – ритм «Kwassa Kwassa». Хотя на создание трека вдохновила Эзру не Африка, а Индия, по которой он путешествовал в 2005-м и много думал о колониальной культуре. А африканская румба казалась ему похожей на ирландскую плясовую. Питер Гэбриел даже захотел песню перепеть (ведь там упоминается его имя!) – в этом ему помогли HOT CHIP.
Сейчас, учитывая, насколько интернационален второй альбом VW, он уже может, как порядочный популяризатор народной музыки, записать им трибьют.
Вскоре количество френдов на MySpace зашкалило за 10000, так что VAMPIRE WEEKEND законно называли «Новыми ARCTIC MONKEYS». Правда, нью-йоркцы стали отходить от образа ботаников, мешающих истинно черные ритмы и барокко-поп, раньше, чем британцы ушли от задорных кричалок в задумчивые 70-е. Кениг, бывший учитель в средней школе, прекрасно знает историю поп-музыки: от британского фолка до американского хип-хопа. Он играл в родном Нью-Джерси на гитаре и саксофоне и серф, и фанк, и инди (поищите записи THE AQUATONES, GROOVE PROPHECY, SOPHISTICUFFS). В университете вел блог internetvibes.blogspot.com, рассказывая, в частности, о том, что вибрации Африки и Вивальди схожи.
И вышедший в январе 2008-го вышел self-titled-альбом был лишь началом их диссертации по этой самой поп-музыке.
Ведь то, что мы слышим на «Contra», начинается еще на дебютнике. Правда, если помнить с него основные хиты, этого и не заметишь. Однако во второй половине, на «One (Blake's Got A New Face)», мы уже получаем этим перемигивающиеся клавиши и сумеречную аранжировку, характеризирующие в общем саунд второго альбома.
О новой пластинке группа заявила так, словно бы начали карьеру с условного нуля – просто вешала в интернете обложку альбома (некая девица в поло на фото 1983 года) со ссылкой на сайт www.ithinkuracontra.com, где позже появились малоинформативные короткие клипы.
Выложенный 5 октября на сайте группы трек «Horchata» оказался только вершиной айсберга. Она на диске идет первой. Это своеобразное превью: тут есть и жаркий континент, но и Мексика, и ксилофон, но и драм-машина. А также хитрая перкуссия от бразильца Мауру Рефоску. Кстати, "хорчата" – это напиток цвета, приготовленный из рисового молока, сахара и корицы, то есть оршад.
«White Sky» продолжает использовать новые элементы звучания – клавишные арпеджиато и дуэт электронных и живых ударных. «Holiday» - это уже признание в любви THE CLASH – одной из главных для «Contra» групп. Лондонцы также начинали с панка, а потом начали разбирать его природу на части. В данном случае VW признаются в любви, играя бодрый ска.
«California English» - редкое возвращение к первоначальному саунду – игрушечный звук синтезаторов, хитрый афро-рифф, цокот клавиш, голос, пропущенный через авто-тюн. На запись альбом действительно сильно повлияла полюбившаяся группе Калифорния - группа даже играли там двухнедельный тур.
В «Taxi Cab» мы узнаем второй источник вдохновения и главного героя альбома. Это неугомонный продюсер и клавишник Ростам. Это он в перерыве между записями соорудил альбом сольному диско-проекту DISCOVERY, в котором попел немного и Эзра. Отсюда, видимо, эта странная попытка скрестить классические влияния с нью-вейвом. Второй аналогичный случай - «Diplomat's Son», где сэмплируется «Hussel» M.I.A. (у них общие менеджеры) и препарированию подвергается ямайский данс-холл.
В «Run» открывается последняя карта – это вся латиноамериканская культура ближе к экватору. Явно мерещатся Карибы. Ну, а в «Сousins» становится ясно, что музыканты просто повзрослели за три года. Нечетные ритмы, закрученный рифф, вскрики на заднем плане… Праздник перфекционизма продолжается в «Giving Up The Gun», который кажется светлой версией какого-нибудь хита TV ON THE RADIO.
Финальный трек «I Think UR A Contra» - вовсе эмбиентная вещь, с приветом песне THE CLASH «Complete Сontrol» в тексте.
Словом, от милого сонграйтерства и сравнений с Полом Саймоном и его альбомом «Graceland», VAMPIRE WEEKEND убежали в другую степь.
Схожим образом работают многие группы, вылезшие наверх благодаря впечатляющему звуку. Помимо ARCTIC MONKEYS, это THE STROKES, которые к третьему альбому позабыли о минимализме, CLINIC – они от панк-истерики двинулись в сторону языческих танцев с синтезаторами (хотя до сих пор борются с внутренними демонами).
Но у VW история получается более удачной. Вроде бы звуки почти те же, но люди уже другие. Квартет как бы создает свою версию народной музыки – это и разнообразный фолк, и то, что слышишь по радио, и что играют в родном Нью-Йорке, и то, о чем прочел вчера в блоге. При этом нью-йоркцы умудряются проводить новые параллели между танцами народов развивающихся стран и актуальными трендами. А это явно тема для продолжительного исследования.
Радиф КАШАПОВ
Фото: //www.balsas.lt/