Возрождение AKAI МРС с новым значением

1 августа 2013 года, 13:19 0
Серия пишущих сэмплерных драм-машин Akai MPC – важная и славная страница в истории технологий и оборудования для хип-хоп-продакшна, для всей электронной музыкальной сцены и поп-музыки в целом. В 2008 Akai представил флагмана в традиционной линейке Music Production Center – МРС5000. Но на этом история аббревиатуры МРС явно не заканчивается.

Как все начиналось

Нет смысла отрицать, что своим появлением МРС обязаны Роджеру Линну, заключившему партнерское соглашение с Akai для реализации своих разработок в рамках собственной компании Linn Electronics, в середине 80-х выпавшей из бизнеса. В результате сотрудничества Роджера Линна и Akai в 1987-м был выпущен МРС60. Устройство чем-то напоминало Linn 9000, но пад-панель приобрела форм-фактор 4 х 4, имелись и другие отличия. В 1991 Линн обновил Akai МРС60 до MPC60 Mkll, новое устройство уже получило выход на наушники и новый дизайн внешнего корпуса. Обе модели могли сэмплировать почти с CD-качеством – с разрешением 12 бит на частоте 40 кГц. 

МРС3000 – следующий настольный секвенсор с сэмплером производства Akai, был выпущен в 1994 году и имел обозначение, первым в электронной индустрии намекающим на третье тысячелетие;  «миллениумы» компании Matrox были выпущены гораздо позже. В отличие от МРС60, записывающего до 26 секунд аудио, новинка была способна удерживать в памяти до шести минут сэмплов с CD-качеством 16/44.1. И это был последний МРС, созданный и выпущенный в результате сотрудничества Роджера Линна и Akai.

MPC2000 был выпущен Akai в 1997 году, а в 1999 появился и МРС2000XL. МРС2000 получил секвенсор на 100 000 событий вместо 75 000 событий в МРС3000, при всего двух MIDI-выходах против четырех MIDI-выходов МРС3000. В XL-версии был добавлен time-stretch-функционал и появился новый накопитель.

МРС4000 появился на рынке в 2002 году. Его частотные характеристики и разрядность уже соответствовали аудиокачеству DVD 24/96, он позволял музыкантам создавать, загружать и играть звуками не только барабанов, но и пианино и вообще клавишных. Начиная с этого времени в Akai уделяется внимание эффектам и фильтрам. МРС4000 имеет размеры компьютера и CD-привод внутри.

МРС1000 был выпущен в 2003 и оказался значительно компактнее предшественника. Он уже располагал встроенными USB- и СF-портами, а также приобрел возможности по изменению высоты тона аудиофайлов. Пады сине-красного варианта МРС1000 были устроены по-новому. Впоследствии Akai вернулся к прежнему конструктиву падов на МРС1000.

МРС2500 был представлен в 2005 году и сразу имел два MIDI-входа и четыре MIDI-выхода, 10 аналоговых аудиовыходов и цифровые входы-выходы формата S/PDIF. Оперативная память для сэмплов расширяется с 16 МБ до 128 МБ, а CF-порт позволял быстро загружать сэмплы в память общей сложностью до 24 минут. 

JJOS: В истории профессиональных аппаратных решений не так много случаев, когда находятся желающие написать собственную версию прошивки. Akai МРС1000 и МРС2500 получили новые операционные системы с расширенным функционалом и удобствами работы. С учетом очень демократичной цены альтернативной ОС – the must have update, оспаривать нет смысла. При этом функционал МРС1000 и МРС2500 становится одинаково продвинутым.

МРС500 и МРС5000 являются взаимными антиподами. МРС500 вышел в 2006-м и представлял собой компактную версию МРС1000 с одним MIDI-входом/MIDI-выходом, стереовходом/стереовыходом, отключаемой подсветкой двустрочного ЖК-дисплея, CF-портом, выходом на наушники и батареечным питанием. Это самый маленький прибор в линейке за всю историю МРС. Новые возможности появились сначала в ОС МРС500, затем – в ОС МРС1000. Однако для МРС500 нет JJOS, вывод напрашивается сам собой. МРС5000 начал поступать на рынок с 2008 года и до сих пор вызывает противоречивые чувства. Его трудно сравнивать с МРС60, из сэмплерной драм-машины превратившейся во что-то значительно большее. МРС5000 имеет встроенный восьмитрековый рекордер на жесткий диск, встроенный трехосцилляторный VA-синтезатор с мультифильтрами, его оперативная память расширяется до 192 МБ и способна удерживать до 38 минут аудиосэмплов, а секвенсор и ОС рано или поздно лишится всех недоработок, либо МРС5000 повторит участь МРС4000.

Возрождение и новый смысл МРС 

Накануне совсем недавно минувшего шоу WNAMM 2012 компания Akai Professional предложила музыкальному миру четыре новинки и новый смысл аббревиатуры МРС – Music Production Controller. Три из четырех: MPC Renessaince, MPC Studio и MPC Fly по всем признакам выделяются в собственное направление – они не делают вид, что компьютеров и планшетов не существует. Что это значит для пользователей – нам еще предстоит разобраться.

В 1987 компания Akai выпустила первый белый консольный, или настольный, МРС60, разработанный совместно с Роджером Линном. Название расшифровывалось как Music Production Centre, а само устройство унаследовало MIDI-секвенсор и концепцию «все-в-одном» от  рабочей станции с  сэмплерными барабанами Linn 9000. Однако между поставленными рядом Linn 9000 и МРС60 можно легко найти ряд отличий во внешнем виде и функционале, а со временем различий становилось все больше. Все эти Note Repeat, Arpeggiator, Q-link, МРС Swing – они-то и легли в основу МРС-контроллеров. Поэтому новинки – в полной мере альтернативная ветка развития Akai Professional.

MPC Renaissance – наиболее ожидаемое соединение программных и аппаратных особенностей компьютерных рабочих станций и продуктивности МРС от Akai Pro. Контроллер со встроенным аудио/MIDI-интерфейсом, пад-панелью 4 х 4, панелью вращаемых энкодеров 4 х 4, наклоняемым OLED- дисплеем с подсветкой, USB-хабом, сдвоенными выходами на наушники, микрофонными XLR-предусилителями – мечта. Осталось оценить 128-трековое программное обеспечение с 6-гигабайтной библиотекой, которое, по заявлению разработчиков, сможет работать как в standalone-режиме, так и в виде плагина в большинстве популярных host DAW. Есть обратная совместимость с любыми данными МРС-форматов, к тому же нажатием на кнопку Vintage включается режим винтажного звучания.

MPC Renessaince

МРС Studio объединяет компактный низкопрофильный алюминиевый контроллер с подсвеченной МРС-пад-панелью и специальными низкопрофильными вращаемыми энкодерами с круговой подсветкой с программным приложением, как у MPC Renaissance, с небольшими ограничениями в угоду портативности.

MPC Studio

Akai MPC Fly для iPad 2 – весьма полезное решение, соединяющее преимущества пад-панели МРС, специального МРС Арр и iPad 2. За свою цену обложки для iPad 2 со встроенными стереодинамиками и дополнительным аккумулятором под с низкопрофильной МРС-пад-панелью, с реализацией МРС-функционала посредством отдельных кнопок, входами-выходами и ПО, любитель МРС не сможет найти для своего iPad 2 лучше «одежки-по-сезону», что поможет заниматься творчеством в МРС-манере и сочинять что угодно, где угодно и когда угодно лучше, чем с MPC Fly. К тому же ваш iPad 2, будучи подключенным к Akai MPC Fly, еще и подзарядится от него между делом.

MPC Fly

МРС теперь другие, компания Akai Professional теперь иная – во многом потому, что у нее другие клиенты-почитатели, но ничего из старого-доброго не потеряно. Происходит обычное движение вперед, его невозможно ни игнорировать, ни остановить.

Оригинал материала опубликован в издании «МузТорг.ru», №22/2012

Подробнее о продукции Akai Pro – на официальном русскоязычном сайте компании www.akaimusic.ru

Приобрести устройства Akai Pro вы можете в салонах сети МузТорг – www.muztorg.ru

 

текст: Никита Филиппов

Теги: akai
Комментарии
Отправить