Xiu Xiu. Хорошо темперированный невроз

28 июня 2014 года, 18:17 0
Выступление Xiu Xiu в Петербурге было компактным и практически безупречным.

Мастер эмоциональной нестабильности и звуковых экспериментов Джейми Стюарт и бесстрастная азиатская клавишница и перкуссионистка Анджела Сео предстали во всей красе садистского перфекционизма.

Маркер хорошего тона можно было проследить во всем, начиная с выбора концертной площадки. Сразу можно сказать, что «Зал ожидания» достойно справился с контрастным звуковым рисунком американцев, не растеряв щелканья, скрипы и шепот, и в то же время позволив печенками прочувствовать параноидальные гитарные срывы.

На своем месте была и разогревающая команда: группа KIROV, пожалуй, как никто из питерцев, подходит для приветствия флагманов инди-рока. Нынешняя почти целиком электронная, за исключением ударника, инкарнация концертного состава KIROV лихо обращается со всеми необходимыми атрибутами звука 2000-х: тут и ритмические атаки в духе NINE INCH NAILS, и в меру навязчивые пост-роковые вокализы, и звуковые россыпи в духе новейших RADIOHEAD, ну и временами граничащая с истерикой нервозность, патентованная за хозяином вечера — собственно XIU XIU.

Джейми и Анджела вышли в назначенное время и отыграли минута в минуту час — и ни треком больше, никакие крики и аплодисменты не смогли выманить музыкантов на бис. XIU XIU образца лета 2011 года — совсем не то, что петербуржцы могли видеть три года назад, во время тура в поддержку альбома «Women As Lovers». Вибрирующему, теплому саунду трио Стюарт-Смит-Маккалох, цеплявшему обилием духовых, теперешний дуэт Стюарт-Cео противопоставил жесткий, почти индустриальный звук, замешанный на обильной электронной подложке. Сео отчаянно барабанила по развешанным вокруг нее тарелкам и выжимала пронзительные диссонансы из своего «Korg», в то время как Стюарт лупил по струнам, причитал в микрофон и даже добывал сюрреалистические звуки из игровой приставки «Nintendo DS».

Конечно, с кем бы ни играл Джейми Стюарт, его XIU XIU — всегда предельно личное, замкнутое на себе, герметичное высказывание. Эмоции и переживания Стюарта не опрокидываются в зал, они не взывают к сопереживанию или хотя бы узнаванию, они остаются его сугубой собственностью. Этот эффект усиливается из-за несоответствия плачущих интонаций с крепкой внешностью коротко стриженного америкэн боя, как будто шагнувшего из хичкоковских кинолент. Кстати, концертные выступления со всеми кадровыми перестановками и переменами в музыкальной подаче позволяют острее почувствовать некое важное качество, которое можно не разглядеть за коллажностью записей группы. Эмоциональная перегрузка, непредсказуемость мелодических ходов — результат точного, почти математического расчета, где разноприродные звуки и ритмы — детальки единого отлаженного механизма, предназначенного сладостно выматывать души впечатлительных слушателей. В этом, наверное, один из секретов XIU XIU: за духовными приключениями лирического героя можно следить лишь со стороны, оцепенев на почтительном расстоянии. Пытаться проникнуть внутрь этих потемков, как и угадать следующий звук — пустая трата сил. Наверное, только такая лирика и возможна во времена всеобщей неопределенности.

Фото: Светлана Щагина

Борис Павлович

Теги:
Комментарии
Отправить