Ят-Ха: Магические поклоны питерской земле

1 августа 2013 года, 13:16 0
Несмотря на то, что тувинский коллектив Ят-Ха и его вождь Альберт Кувезин широко известны в мире, неподготовленному слушателю понять их будет непросто. Артемий Троицкий сказал: «На Земле есть только два уникальных голоса и они принадлежат Паворотти и Кувезину». Последний распоряжается им совершенно непривычным европейскому уху и слуху образом.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

То, что происходило на сцене клуба Авроры, назвать обычным музыкальным концертом не поворачивается язык. Происходящее лежало на стыке нескольких вещей, совмещая относительно стандартное рок-выступление (в наличии ударная установка, гитара, пусть и «безголовая», а также экзотический игил) с шаманскими обрядами, а также не то спектаклем, не то балетом. Добавляло особости и манера исполнения, а лучше сказать, звукоизвлечения — фирменное горловое пение Кувезина, перетекающее то в варган, то в шепот и свист ветра.

Встреча гостей началась с уже упомянутого балета: под непонятный нойз (как потом оказалось, горловое пение, исполненное ударником Евгением Ткачевым) бледные женщины из театра OddDance исполнили неторопливый танец. На сцене появились Кувезин, Ткачев и Шолбан Монгуш. Они уточнили, понравилось ли залу показанное действие. Судя по реакции публики, однозначное да.

Еще немного задушевных приветственных речей и клуб погрузился в густейший горловой нойз, пронзающий тело изнутри, вибрирующий во всех внутренностях. Движения Кувезина на сцене походили то на выходки рок-музыканта, то на танец шамана. Впрочем, большую часть времени он стоял неподвижно, с закрытыми глазами, уносясь в другие измерения. Закрывали глаза и другие музыканты, и посетители — словом, происходящее напомнило нам массовый гипноз. Очнувшись, Кувезин порассуждал о взаимопонимании в природе, но не у людей, и в итоге поблагодарил зал за понимание. После чего предложил зрителям несколько «народных бунтарских» песен на тувинском, которые заметно встряхнули замершую толпу. В качестве вокалиста тут выступил Шолбан, а Кувезин с добродушной ухмылкой наблюдал за пением компаньона.
 
После этого музыканты начали играть адаптированные русские версии песен с недавнего англоязычного альбома Poets And Lighthouses (что интересно, использующего японскую поэзию). На сцене, словно галлюцинации, появились гигантские белые рыбы. Они плавали между музыкантами, за сценой — на фоне панорамы освещенной огнями акватории Невы, а также заплывали на верхние ярусы клуба. Публика явно была околдована происходящим, хотя многие, кажется, уже ничего не замечали и были погружены в себя. Рядом с нами стояла девушка с закрытыми глазами, которая потом внезапно исчезла — может, растворилась в космосе, а может была проглочена одной из гигантских рыб. Вновь привести в чувство публику музыканты попытались загадкой про инструмент, который взял поиграть решивший отдохнуть от барабанов Ткачев. Зал явно был не в себе, так что никто не узнал обычную мандолину.
 
Приободрив в очередной раз публику тувинскими блокбастерами и поспрашивав про чакры и чакрики, музыканты взялись играть каверы — в необычном исполнении прозвучали песни на английском, как например Exodus Боба Марли. Странный спектакль-испытание продолжался: прямо по залу прошествовали те самые бледные девушки со снопами камыша, а вместе с ними и мужчина в набедренной повязке и привязанным к спине чьим-то хребтом - это, кстати, был сам руководитель OddDance, Григорий Глазунов. Совсем скоро загадочные актеры вооружились зонтами. К этому времени мы были окончательно дезориентированы в музыкальном пространстве, остатком сознания уловив в льющейся музыке русские народные мотивы, а также проигрыш из Пещеры Грига. 
 
Попробовали попеть и зрители, однако Кувезин остался недоволен результатом и добродушно попросил потренироваться к следующему разу. Шоу подходило к концу: на сцене пошел снег — камышовый, который создавал, дико сотрясая снопы, уже знакомый нам белый мужчина.
 
Публика покидала зал в легком трансе. Признаемся, мы не ожидали такого увидеть и услышать. Тувинская Ят-Ха удивила нас, дав осознание того, в каких тесных музыкальных горизонтах пребывает среднестатистический музыкальный слушатель. За что ей низкий питерский поклон.
 
фото: Павел Савченков

текст: Петр Шестаков

Теги: ят-ха
Комментарии
Отправить