Зал Славы. Бонни Рэйтт. На фоне звездно-полосатого

16 апреля 2013 года, 18:37 0
Когда речь заходит о традиционных жанрах, неизменно приходится делать скидки на национальное мировосприятие. Когда речь заходит о блюзе и фолке - о нем приходится говорить в первую очередь. В Америке блюз - течение, не подвластное моде, существующее в собственном пространстве. Чтобы стать культовым американским музыкантом, не надо быть новатором. Лучше и вернее держаться корней.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Рано или поздно верность однажды выбранному традиционному стилю вынесет тебя наверх.

В Америке настоящий блюзовый музыкант всегда больше, чем просто музыкант. Даже если он - как, например, Бонни Рэйтт - и не считает себя таковым.

Сказать, что Бонни Рэйтт у себя на родине - фигура уважаемая, это, на самом деле, покривить душой. Приуменьшить. Безымянные комментаторы на YouTube называют ее "национальным достоянием", и в этом нет ни капли иронии. На ее счету 9 премий "Грэмми", ее альбомы вот уже почти как двадцать лет продаются на родине неизменными миллионными тиражами. При этом в ее песнях нет ничего, что выходило бы за рамки самых распространенных канонов, а ее голос не отличается фантастическим диапазоном. Она - талантливый и техничный гитарист, и именно это помогло ей завоевать репутацию. И никаких ходов, откровенно рассчитанных на дешевую прессу. Рэйтт - сама сдержанность и интеллигентность.

История Бонни Райт во многом уникальна. Это история о том, как медленно приносит плоды огромная работоспособность и умение продолжать заниматься любимым делом, не рассчитывая на быстрые дивиденды. А также история о том, как исполнительское мастерство и правильно выбранный репертуар становятся залогом успеха. Возможно, поздновато, но обязательно становятся.

Бонни Рэйтт, дочь бродвейского артиста и пианистки, взялась за гитару в 9 лет, но как-то не думала, что музыкой стоит заниматься всерьез и уж тем более зарабатывать таким образом деньги. Однако деньги зарабатывать пришлось - средства на учебу в колледже быстро закончились, и Рэйтт начала выступать по мелким клубам. Выступления затягивали все сильнее, начали приносить доход, и колледж отпал сам собой.

За годы учебы она, как многие другие ее сверстники, успела заболеть антивоенными идеями и окончательно понять, что ее музыка не должна носить только развлекательный характер. Кумиры ее юности - Боб Дилан, Джоан Баэз, Пит Сигер - сделали сцену площадкой для политических и социальных заявлений. Рэйтт продолжила эту традицию. В своих поздних интервью она объясняет, что столь глубокое внимание к общественным и политическим проблемам для нее не только дань 60-м - оно родом из детства. Родители Бонни были квакерами, а для дочери их пацифистские убеждения всегда имели больше политическое, чем религиозное значения. "Мне дали очень хорошее воспитание", - вспоминает она. Рэйтт даже собиралась, выучившись, уехать в Танзанию, которая в то время представлялась ей центром социализма и демократии. Однако жизнь сложилась иначе.

Будучи никому не известной начинающей певицей, Бонни подружилась с Диком Уотерманом, одним из столпов блюзовой звукозаписи. Рэйтт тогда было не больше 20 лет, ее новому другу - 65. Уотерман дал ей пропуск на сцену, остальное было делом времени.
 

Путь на вершину растянулся еще почти на 20 лет. В них уложились причудливая кавер-версия "Runaway" Дэла Шеннона (первая песня, сделавшая Рэйтт по-настоящему известной), война между "Warner" и "Columbia", где певица оказалась заложницей корпоративных разногласий, потеря контракта, годы наркотической зависимости, выступление в одной программе с Роем Орбисоном, благотворительные концерты и даже поездка в Москву в 1987 году в рамках советско-американских культурных акций. И все-таки настоящее признание пришло к Бонни только с выпуском альбома "Nick Of Time" в 1989-м.

90-е - десятилетие победивших инновационных течений - стало для Рэйтт самым успешным в карьере. В 2000 году, под торжественную речь Мелиссы Этеридж, Бонни Рэйтт ввели в Зал Славы рок-н-ролла. Задним числом кажется, что иначе и быть не могло.

Когда Рэйтт признается, что искренне не чувствует разницы между традиционным чикагским блюзом и, скажем, музыкой соул, ее словам сначала поражаешься. А потом понимаешь, что именно в них и заключен секрет успеха Бонни. В ее чутье на великое, в умении, не смущаясь, тащить в свою копилку любые песни, которые кажутся подходящими по масштабу. В умении правильно оценивать этот самый масштаб. И в умении выбирать себе друзей.

Ее партнерами на сцене в разное время были Хаулин Вулф, Джон Ли Хукер и Бен Харпер. И свой юбилей (8 ноября Бонни Рэйтт исполнилось 60 лет) она встречает совместными концертами с CROSBY, STILLS & NASH. Но, по сути, есть только один человек на американской рок-сцене, с которым Рэйтт имеет смысл хоть как-то соотносить. Это, как ни странно, Брюс Спрингстин, тоже сделавший ставку на качественную мейнстримовую апелляцию к стандартам, на ту же беспроигрышную смесь блюзовых и рок-мелодий без намека на попытки угнаться за другими, более модными течениями. Но с большим намеком на честность. То, что так ценили и продолжают ценить у них на родине. Национальное мировосприятие - от него и вправду никуда не деться.

Людмила Ребрина

Фото: //radikal.ru/

Теги:
Комментарии
Отправить