Зал славы. Джек Уайт. Держаться корней

16 мая 2013 года, 18:16 0
Джека Уайта давно называют "последней надеждой рок-н-ролла", словно он и в самом деле последний представитель вымирающего вида. Хотя, если задуматься, Джек вовсе не замыкает собой цепочку славных рок-героев - таковые всё еще появляются и будут долго появляться, - а просто подводит еще одну мину под теорию возможной рок-н-ролльной эволюции. Мину такую, чтоб уж наверняка и насовсем.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Если до ошеломляющего успеха THE WHITE STRIPES еще можно было пытаться проводить анализ трендов и выводить последовательность от простых рок-н-ролльных поджанров к сложным, то теперь, когда образец для подражания новых поколений музыкантов - гаражный дуэт, в котором барабаны существуют скорее для красоты, это уже совсем бесполезное занятие. Лучше стоит подивиться еще раз, что те самые старые и потрескавшиеся ритм-энд-блюзовые кирпичи, которые тащили себе в фундамент THE ROLLING STONES и LED ZEPPELIN, все еще вполне годятся для современных построек. Ведь все прочие элементы THE WHITE STRIPES - черно-бело-красная эстетика, клипы, куски частных взаимоотношений - лишь обертка. Можно сколько угодно придумывать личную мифологию и рядиться в какие угодно цвета, но без талантливых мелодий ты никто - что в 50-х, что в нулевых. Правила игры со слушателями не изменились - изменились правила игры со студиями.

В теперешнем свободном информационном пространстве Джек Уайт может позволить себе просто быть музыкантом и оставаться при этом звездой. Может не тянуть на себе вечно груз первой удачной группы, а кидаться в разные стороны: создавать THE RACONTEURS, потому что куда-то надо пристроить одну хорошую песню, бросать THE RACONTEURS, создавать THE DEAD WEATHER и играть там на барабанах, а перед микрофоном ставить Элисон Моссхарт из THE KILLS, выпускать сольный сингл и никак не поддерживать его... Уайт сам прекрасно понимает, что еще лет 20 тому назад он был бы слишком зависим от индустрии, чтоб предпринимать такие шаги.

К нему самому можно относиться по-разному. Джек Уайт, демонстрирующий на сцене классический набор ужимок рок-н-ролльного психопата, полностью преображается вне ее. Это скромный и бледный "южный джентльмен" (даром, что из Детройта), тщательно выбирающий и взвешивающий слова. Невольно вспоминаешь, что в юности Джон Энтони Гиллис собирался поступать в семинарию, и только мысль о том, что ему не дадут взять с собой новый усилок, удержала его от этого шага. Возможно, именно этот контраст создает впечатление, что его музыка - во многом реконструкция. В жанре, где честность ценится больше, чем техника игры, это более чем серьезное обвинение. Но даже если и так, нужно обладать поистине фантастическим чутьем, чтобы так играть рок-н-ролльными стереотипами и в промышленных количествах создавать песни, которые запоминается с первого раза - свойство, которого лишена большая часть его современников.

А еще Джек Уайт записывает с Алишей Киз тему к последней бондиане, песни в его исполнении звучат в фильме "Холодная гора", где рассказывается история времен войны между Севером и Югом, а также снимается с Эджем и Джимми Пейджем в документальной ленте "Приготовьтесь: будет громко". Последнее в куда большей степени, чем любые места в хит-парадах любых журналов, служит доказательством его текущего положения. Джек Уайт, которому 9 июля исполнилось всего 35 лет, уже успел доиграться до статуса легендарного гитариста.

И он продолжает двигаться вперед с неукротимой энергией человека, абсолютно сдвинутого на том, что он делает. При этом Уайт достаточно умен, чтобы понимать, что THE WHITE STRIPES все равно стоят куда больше его самого, но именно этот багаж дает ему необходимую свободу. И прелесть его теперешнего положения в том, что никто не знает, что он выкинет в следующий раз. Но Джек сам по себе - некий внутренний гарант определенного уровня. Есть вещи, от которых ему никуда не деться - те самые рок-н-ролльные штампы, древние, как тот затерянный где-то на юге перекресток, где за талант и славу закладывали душу. Эволюции в этой музыке не существует, есть только те, кто вовремя догадался вернуться назад. Джеку Уайту это просто известно несколько лучше, чем прочим.

Людмила Ребрина

Фото: //omaha.com/

Комментарии
Отправить
Музыканту удалось сохранить инкогнито
08.10.2015, 14:14 0
Third Man/Warner
04.10.2013, 21:34 0
В начале нулевых среди сонма "новых сенсаций" выделялась американская тройка THE STROKES, THE WHITE STRIPES и BLACK REBEL MOTORCYCLE CLUB.
17.06.2013, 12:44 0