Женя Любич, о которой два года назад никто слыхом не слыхивал, постепенно съезжает с волны популярности, приобретенной во время работы с Nouvelle Vague. Тем не менее, она все так же очаровательно похожа на Наталию Варлей и все так же фантастически поет. Но по её манере держать себя собранно и не растрачивать себя по мелочам видно, что построение сольной карьеры - труд непростой. За три дня до ее концерта в клубе Jagger мы встретились с Женей и обсудили с ней пару вопросов.
FUZZ: За последние годы появилось множество женщин-исполнительниц вроде Adele и Lana Del Ray. Не боитесь затеряться на их фоне?
Женя Любич: Ну, каждая названная вами героиня отличается яркой индивидуальностью, уникальностью, харизматичным стилем. Своим стилем, авторским. И я тоже надеюсь, работаю, полагаясь на эти принципы. И в этом смысле мы все очень разные. Я теряюсь иногда, когда я ищу какие-то новые звуки для какой-нибудь песни. Я не всегда знаю, как правильно. И все время нахожусь в каком-то поиске. Но бояться — нет, не боюсь.
FUZZ: На ваш взгляд, есть ли разница между песней, которую написал мужчина и той, которую написал женщина?
Женя Любич: Я думаю, что разница есть, но мне всегда больше нравился мужской стиль. В плане литературы, поэзии и даже музыки. Потому что мужчины, как правило, тяготеют к обобщению и вообще к какой-то философской истине. К поиску, опять же, каких-то моментов, аспектов в общем и целом. Это не жалостливые письма подруге, в которых описывается очень частная несчастная любовная история. И мне как раз близко обобщение. Естественно, у меня есть песни, которые, я бы даже сказала, девичьи. Мне от этого как-то не уйти. От себя не уйти в какой-то степени. "смеется" Но я стараюсь, в то же время, писать о чем-то большем, чем какие-то женские темы или девичьи размышления. Есть песни о городе, есть песни, в которых я иронизирую по поводу социальной ситуации в нашей стране. Песни «Степной волк», «Кризис момента» - они, в общем, имеют отношение к этой теме. Порой это просто размышление на тему того, что уже сегодня мы не такие, какими были вчера. Сами, все вообще, мы. Вот я смотрю на себя в зеркало сегодня утром и понимаю, что что-то изменилось во внутреннем плане. Уже прошла какая-то жизнь внутри меня этой ночью, может быть, и какие-то мысли столкнулись друг с другом и уже что-то поменяли во мне. А что уж говорить про других людей! Так там вообще... Это не всегда то, что мы видим.
FUZZ: Важно ли девушке-певице быть женственной (носить каблуки, платья, красить губы)?
Женя Любич: Ну вот из всего вами перечисленного я, пожалуй, да, люблю платья, но мне кажется, что в целом это не так важно. Взять ту же Земфиру, к примеру. Ей, по-моему, вообще все равно как она выглядит на сцене. Самое главное — какие песни они пишет. Для меня - да, мне важно, как я чувствую себя на сцене. Потому что, как ни странно, не только внутреннее состояние влияет на тонус и даже на то, каким будет концерт, но порой и какая-то внешняя атрибутика. Она, особенно на первых порах (а я все еще думаю, что я еще на первых порах), помогает, да. Вот иногда я надеваю какое-то платье и в этом платье и чувствую себя определенным образом. Я буду это педалировать и играть с этим. В другом каком-то, может быть, более строгом наряде я буду совершенно по-другому себя вести. В общем, я могу сказать, что лично на меня влияют эти вещи. Еще Оскар Уайльд говорил, что только поверхностные люди не судят по внешности. Это на самом деле фактор, который свидетельствует и о внутреннем состоянии, и о каких-то внутренних моментах.
FUZZ: Какие ваши личные переживания легли в основу песни Russian Girl?
Женя Любич: Ну, тогда я все время проводила во Франции, в Париже. Это была отправная точка всех наших поездок и туров с группой Nouvelle Vague. Это была точка возврата. И очень много времени мне приходилось проводить именно с людьми другой культуры, которые говорили не на родном для меня языке. И мне приходилось находить с ними общий язык, не только вербальный, но и еще невербальный. Эти вот культурные разности они давали о себе часто знать. Еще до того, как я оказалась во Франции, я жила еще и в Америке, когда училась в Bard College Of Liberal Arts and Sciences. И вот там я особенно остро ощущала какую-то свою связь с Россией, и мне очень хотелось просто сбежать в какие-то моменты. Сбежать на свою родину. И я видела разности восприятия. Наверное, все это вместе привело к тому, что была написана песня Russian Girl. Потому что, безусловно, и нас воспринимают там, зарубежом, определенным образом: есть какие-то стереотипы, которые, с одной стороны, хотелось как-то опровергнуть, а с другой — над ними как-то посмеяться и, в то же время, о них сказать. И я, на самом деле, не только иронизирую над русскими, я еще, конечно же, иронизирую над иностранцами, которые подобным образом воспринимают русских. То, о чем я пою в песне Russian Girl одновременно и что-то очень реальное,. Действительно, есть такие русские с размашистой душой и боевым характером. И, в то же время, медведи не гуляют у нас по улицам, как мы знаем. Да и не каждый вечер заканчивается пьянкой и водкой. Хотя и это бывает. "смеется"
FUZZ: Сильно ли повлияло на вас сотрудничество с Nouvelle Vague (Новая Волна)? Когда русская девушка и французская группа играют музыку из Латинской Америки?
Женя Любич: Nouvelle Vague - это вообще определенная, я бы даже сказала постмодернистская концепция, где действительно намешано очень много разных культурных явлений. И в результате рождается что-то абсолютно что-то новое, чего не было до этого. Там не только латиноамерикансие мотивы, разумеется. Чем дальше развивалась группа, тем больше появлялось какого-то рокового звучания, блюграссового звучания. Есть у них даже песни в стиле регги и ска. Но это все равно очень мягкий саунд, свойственный для саунда боссановы. А концепция группы заложена в их названии. "Новая Волна", да. Песни "новой волны", песни 80-х используются в качестве основы, которая переделывается и подается в саунде боссановы, в этой мягкой подаче. Причем есть всякие примеси и дополнительные обращения к другим стилям. Но общая подача взята от философии кино - нового реализма, «новой волны» 60-х: Годар, Брессон, прочие представители той школы. Игра с условностью, реальностью, ирония, самирония. В то же время, очень яркие образы. Иногда у девушек, которые поют в этом проекте образы роковых героинь. Иногда — наоборот, это что-то очень наивное. Сама наивность прямо. Иногда это все очень просто. Но за этой простотой открывается такой драматизм, который не был до конца раскрыт в оригинальных версиях этих песен. В общем, да, это был очень интересный опыт. Тем более, что я до Nouvelle Vague практически не соприкасалась с чужим материалом. Я писала свои песни и как-то потихонечку их там себе под нос пела. А когда я оказалась в группе Nouvelle Vague, то столкнулась с необходимостью попробовать очень разные роли и примерить очень разные наряды, очень разные маски и платья, имиджи и образы. И, безусловно, мне очень понравился этот постоянный акцент на перевоплощении, постоянная игра с контрастами. В этом для меня рождалась драматургия, и теперь я пытаюсь все это использовать в своем сольном авторском проекте, в своих песнях.
FUZZ: Вы будете продолжать сотрудничество с Nouvelle Vague? Есть ли у вас какие-то другие проекты?
Женя Любич: Я абсолютно открыта к различным экспериментам. И дуэтам, и не дуэтам, и вообще. "смеется" Безусловно, больше внимания я сейчас уделяю своему сольному проекту, и, слава богу, что-то получается. Особенно в России. Тут я ощущаю отклик на то, что я делаю, и это очень круто и очень прикольно. Что же касается Nouvelle Vague, то тот, кто туда попадает, уже автоматически там остается. То есть, уйти из этой группы невозможно. Ведь известный факт, что девушки-вокалистки, которые участвовали в записи альбомов, никогда не участвовали в концертах. И, тем не менее, они являются частью этого проекта. Мне же повезло — я являюсь частью и студийной работы. Я это попробовала и теперь мой голос звучит в нескольких треках на третьем и четвертом альбомах Nouvelle Vague – NV3 и Couleurs Sur Paris соответственно. Также я до сих пор участвую в их концертах. В особенности, когда они приезжают в Россию — они меня зовут. Если это не совпадает с моими сольными концертами. Вот недавно они были в Москве, но я не смогла к ним присоединиться в этот день, потому что у меня был свой концерт в этот день с группой. Но мы, естественно, увиделись в Москве, все пообнимались, поприветствовали друг друга. Кстати, Марк Колин — продюсер группы Nouvelle Vague, этой осенью запланировал выпускать мой альбом C'est La Vie еще и во Франции. Туда добавится пара треков на английском.
FUZZ: А как же "Степной Волк"?
Женя Любич: А «Степной Волк» - это EP. Я даже не могу назвать это альбомом — это эксперимент, состоящий из пяти треков, В записи принимали участие мои петербургские коллеги, друзья. К примеру, Стас Березовский, гитарист. Он долго играл в группе Сплин. У него есть еще и свои песни и свой сольный проект — Berezoffsky Orchestra. Также в "Волке" принимает участие Денис Кириллов — он играет на клавишных. И, кстати, у него в Петербурге замечательный проект Toys Market, где он тоже выступает как клавишник. Потрясающая группа, очень рекомендую. Дима Турьев в этом альбом сыграл на басу. В моей группе еще играет на контрабасе периодически. Он был вынужден освоить этот инструмент — это было условием попадания в мой проект. "смеется" И он прекрасно справился с этой задачей. А на EP «Степной Волк» он также занимался мастерингом, сведением. Хотя нет, мастеринг делал Борис Истомин, но Дима все равно проявил себя в технической части. Андрей Иванов, барабанщик. Он нередко принимает участие в концертах Billy's Band, с которыми мы дружны. И вот вы спрашиваете про какие-то коллаборации и сотрудничество. Да, иногда мы видимся и у нас все время возникают идеи какого-нибудь совместного творчества. Может быть, во что-то это и выльется.
FUZZ: Почему вы не строите карьеру здесь, а не за границей?
Женя Любич: В первую очередь, это мои песни на русском языке. Потому что это невероятно круто и просто потрясающе — петь на родном языке для людей, которые понимают тебя без перевода и без дополнительных объяснений. Они реагируют с иронией там, где есть ирония. Они внимательно слушют затаив дыхание там, где какой-то драматический или серьезный момент. И раз уж этих песен немало, мне бы хотелось ими делиться и что-то с ними сделать в первую очередь здесь, в России. Так сложилось, кроме всего прочего, что все это было никому не нужно, по большому счету, до моей работы с Nouvelle Vague. А когда эта волна слухов обо мне и волна интереса поднялась, то было глупо не попробовать все эти песни на русском спеть здесь и поделиться ими. Кажется, все складывается пока неплохо, тьфу-тьфу. «смеется» Хотя, опять же, все мои музыкальные знакомства и связи за рубежом никуда не деваются и никуда не пропали. Вот сейчас я сотрудничаю с французскими электронщиками Стефаном Пумпуньяком и Маликом Малари. Уже два раза я с ними выступала в Абу-Даби, столице Арабских Эмиратов. И периодически мы пишем совместные новые песни. Я постоянно на связи с Марком Колином. Он сейчас услышал несколько моих новых песен и тут же появилась идея совместной записи. В общем, все это как-то само собой развивается и происходит. И в этом есть свой кайф, потому что я не контролирую эти вещи и не планирую. Поэтому каждый раз удивляюсь все больше и больше тому, что со мной происходит, и замечаю это. Потому что если бы я все это планировала, то это было бы как по накатанной, по плану. Я бы уже этого ждала и, может быть, расстраивалась бы, если бы что-то не получалось. А так у меня нет каких-то ожиданий, но я постоянно открыта к тому, что может произойти. Видимо, поэтому все так и происходит.
FUZZ: Считаете ли вы себя готовой к общемировой известности?
Женя Любич: Ну, конечно. Мне кажется, любой артист, художник, тот который по-настоящему этим занимается, должен быть к этому открыт. Готова я к этому или нет — пускай решают пространство и время вокруг меня. Я, в принципе, была бы непротив такого развития событий. "смеется"
FUZZ: В ваших песнях чувствуется влияние философии экзистенциализма. У вас есть любимая книга Жана-Поля Сартра ил кого-то из представителей этого учения?
Женя Любич: Когда я училась в университете, курсы экзистенциализма по философии у меня вел великолепный преподаватель — Николай Борисович Иванов. Эти лекции я до сих пор помню, потому что практически после каждой я писала песни. Так что вы попали в точку. Я, конечно, находилась какое-то время под влиянием. Я не буду называть каких-то определенных произведений, но у меня как-то раз сама собой возникла песня «Бессмыслица». Там было и про бессонницу, и про какие-то вечные слова, которые мы вечно забываем, как вечные ценности. Да, это мне близко. Там такие слова: «поет» Ну, все-таки, тогда была еще надежда. "смеется"
FUZZ: Что-нибудь еще, кроме экзистенциализма влияет на ваше творчество?
Женя Любич: А все влияет. Разговор с каким-то человеком интересным, какая-то поездка, какая-то брошенная кем-то фраза, новая книга. Правда, в последнее время я все больше читаю книги своих друзей. Я даже уже боюсь этого, потому что получается, что нет грани между книгами и жизнью, реальностью и фикцией. Недавно закончила читать книгу Севы Гакеля про Аквариум - «Аквариум» как способ ухода за теннисным кортом». А я ведь с Севой очень дружу и на каждой странице там люди, люди, люди. Очень много общих друзей и знакомых, и все это личности серьезного масштаба. До этого я взахлёб прочитала две книжки Михаила Козырева — «Мой рок-н-ролл». Там, вообще-то, трилогия, но третья часть мне пока еще не досталась. Может, подарят как-нибудь. До этого я прочла прекрасную книгу Алекса Дубаса - «Правила аквастопа». Очень добрая книжка. Я бы сказала, очень кинематографичная. И мы как раз недавно с Михаилом Козыревым ездили представлять театральный проект «МКАД». Это не только Московская кольцевая автодорога, но еще и аббревиатура имен главных героев — собственно, Алекс Дубас и Михаил Козырев. Они рассказывают от своего лица какие-то истории из жизни: о себе и не только. Что-то подмеченное, замеченное и не прошедшее мимо. А я своими песнями как-то обрамляла эти истории. И у нас, кажется, что-то получилось из этого. Мы буквально недавно вернулись из эдакого небольшого тура по Уралу. И, наверное, представим это еще и в Москве, и, надеюсь, в Петербурге тоже. Хотелось бы, чтобы мои друзья и близкие это увидели. Мне кажется, это стоит того. Такие поездки тоже вдохновляют. Такой высокий творческий градус общения с этими людьми. Но больше всего вдохновляют люди. Чувства. Наверное.
Егор Нашилов