И не только потому, что за это время на нем выступило множество групп из примерно шестидесяти городов, но еще и потому, что он широко известен в отнюдь не узких кругах тех, кто так или иначе интересуется отечественной рок-музыкой. Репутация у фестиваля заслуженно отличная, заявки на участие поступают отовсюду и в огромном количестве, и остается лишь изумляться, каким образом Александру Мезенцеву, главному организатору и вдохновителю фестиваля, удается год за годом безошибочно вычленить из этого бурного потока нечто по-настоящему интересное.
Я езжу на "Беломор-Буги" с 2000 года и могла бы, напрягши память, перечислить ряд не очень сильных групп, там выступавших (в основном из числа дебютантов), но их все-таки меньшинство, да и откровенно провальных выступлений я не припомню. Зато ярких, выразительных, незаурядных - скоро угодно. А уж скучно на "Беломоре" вообще никогда не бывает, и даже какие-то жанрово не близкие мне коллективы (играющие, скажем, альт-метал или рэпкор) вызывают порой не только уважение качеством музицирования, но и искреннее восхищение и любопытство. О восторге же поклонников всего этого и говорить не приходится.
При этом от каждого года и каждого "Беломора" общее ощущение - разное. Иногда кажется, что фестиваль был "железным", "мясным", иногда - сказочно-изысканным, иногда - солидно-респектабельным. Восемнадцатый же "Беломор-Буги" пронесся разноцветным вихрем, и, несмотря на участие в нем нескольких очень жестких групп, оставил впечатление легкого и веселого. Кто-то уже говорит, что это был лучший "Беломор" за всю его историю. Ни подтверждать, ни опровергать это мнение не буду, поскольку вкусы у всех разные, да и, как известно, "лучшее, конечно, впереди" (а в том, что у фестиваля есть это самое "впереди", сомневаться пока не приходится). Просто бегло расскажу, кто и что играл 5 и 6 ноября в архангельском РЦ "Искра", а вы уж сами решайте, стоит ли вам грызть ногти и локти от досады, что вас там не было. Или ностальгически вздыхать, если вы там были.
Тем, кто еще мало знаком с "Беломором", полезно знать, что там нет хэдлайнеров в общепринятом смысле слова, что московские и питерские группы туда зовутся в довольно малом количестве и отнюдь не самые звездные, и что принципиальная политика фестиваля всегда заключалась в поддержке рок-провинции. И прежде всего - Русского Севера. Конечно, бывали здесь, причем неоднократно, группы и с Урала, и с Поволжья, и из Нечерноземья, и с юга России, и даже из Сибири, но привозить на фестиваль музыкантов из своего региона и из областей, к нему прилегающих, несколько проще по чисто организационным причинам. Хотя Мезенцев легких путей не ищет, и если ему понравилась группа из сколь угодно дальнего закоулка, делает всё возможное, чтоб она приехала и выступила. Причем не только на фестивале, но иногда еще и в клубе "Колесо", о котором, безусловно, стоило бы рассказать отдельно. И когда-нибудь я обязательно это сделаю. Но не в этот раз.
Итак, "Беломор-Буги-2011". Локальная сцена была представлена как почетными рок-героями, так и молодой перспективной порослью. К первым стоит отнести ФОРТ НОКС, исполняющих почти хрестоматийный глэм-рок, а также самый, наверно, известный на сей момент архангельский бэнд - инструментальное метал-прогрессив-трио BLIND VANDAL. Вторые отличались еще большим жанровым разнообразием: от огненного ансамбля барабанщиков 44 DRUMS (на самом деле их все-таки не 44 человека, а 12, да и история коллектива уходит корнями аж в 70-е годы, но текущий состав действительно молодежный) до странноватого инди-поп-образования HELLO GONZO! (барабанщик + гитарист + поющая клавишница) и капитально не похожей на свое название, но интересной команды SUNDANS KID, играющей нечто вроде пост-гранджа. А если приплюсовать сюда еще и близлежащий Северодвинск, что логично, к ним добавятся еще и яростные постапокалиптические панк-металлисты MY OWN RESISTANCE и арт-фолкеры ЯГОДА ГАЛО. Последние уже выступали раньше на "Беломоре" и, замечу, год от года становятся всё увереннее и краше.
Карелия находится по соседству с Архангельской областью, и, например, от Медвежьегорска до Архангельска по прямой, как мне сказали - 350 километров, то есть по российским масштабам совсем рядом. Вот в Европе это, например, расстояние от Парижа до Антверпена. Но в Европе и дороги другие, да и вообще они есть. А у нас - нету, и приходится ехать чуть ли не сутки, наворачивая круги через Вологду. Может быть, поэтому карельских групп на "Беломоре" побывало за всё время не так уж и много. Хотя в том же Петрозаводске качественной и интересной музыки самых разных направлений - лопатой греби. Вот взять группу ASKETICS, осчастливившей (без дураков) своим присутствием нынешний фестиваль: это, в общем-то, ритм-секция известной ВА-ТА-ГИ, фьюжн-трио, состоящее из барабанщика, гитариста и человека, играющем на, как бы это попонятнее объяснить, модифицированном электроконтрабасе. Исполняют они, казалось бы, совершенно не фестивальную музыку - но публика под неё просто улетела, настолько это было увлекательно и круто. Что до Медвежьегорска, то этот крохотный городок оказался родиной чудесной МЕДВЕЖЬЕЙ ИКРЫ - группы, которую тоже в двух словах не описать. Только не верьте определению "бард-рок", помещенному на фестивальный сайт, оно совсем неправильное - но, впрочем, и ироничное самоопределение "бард'н'хэви" мало что объясняет. В принципе, это ритм-энд-блюз, расцвеченный оттенками фолка, реггей, латино и другого прочего; умная и красивая музыка с умными и красивыми текстами, бесконечно живая и берущая за душу. По мнению многих - одно из самых ярких открытий "Беломора-2011".
"Северный братишка Мурманск" расположен относительно Архангельска тоже не слишком удачно: по карте - вроде как близко, на деле - не очень-то, поэтому и группы из Мурманской области посещают "Беломор-Буги" не сказать чтобы регулярно. Однако в этот раз приехало целых две: молодая и нахрапистая поп-роковая IS TERRA с эффектной вокалисткой и заслуженный, изрядно потрепанный жизнью МЕЛОДРОМ, половину своей прогрессив-роковой жизни проведший в гастролях по Скандинавии и США. Сравнивать их, понятно, не приходится - слишком разный стаж и бэкграунд. Зато интересно отметить, что город Киров (это уже совсем другие края), обычно поставляющий на "Беломор" рокабилльщиков и бритпопперов, сейчас откомандировал на фестиваль стандартный хэви-метальный ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Группа, состоящая из весьма упитанных юношей, вполне соответствовала названию и ничего оригинального в смысле музыки и текстов не показала, зато у их вокалиста Павла Сибирякова обнаружился невиданной красоты и силы голос. Этим и запомнились.
Сопредельная Республика Коми была представлена коллективом KINKY DEP: город - Сыктывкар, автодефиниция - психоделик-метал, по музыке нечто не слишком внятное и тем паче не уникальное, зато подача - настолько бескомпромиссная и самозабвенная, что порой возникали реальные опасения за здоровье артистов: вот такие реально живут и даже иногда умирают именно на сцене. Берегите себя, парни, вы нам еще пригодитесь!
Колыбель рок-революции, то бишь Санкт-Петербург, отметилась на фестивале также двумя совершенно не похожими друг на друга формациями: первый день - милая и несколько пресная полудевичья САМОДИВА (фолк-рок), второй день - совершенно угарные LOWRIDERZ (почти чистый стоунер), слушать которых было физически тяжело, но страшно интересно. Ну, а официальная столица, то бишь Москва, дважды удивила - и опять-таки по-разному. В первый день - группой KALASHNIKOVBAND, мощно, хотя и несколько нудно исполняющей некую обобщенную модерн-этнику, и вынимающей из рукава главный свой козырь не так часто, как хотелось бы. А козырь этот - поразительное переплетение мужского и женского вокалов, азербайджанского и русского языков, мелосов, традиций и современности; кроссовер, на который не всегда решаются и западные звезды world music. Браво! Во второй день сенсация была попроще и заключалась не совсем в музыке: ВОЛЬНАЯ СТАЯ - не менее образцовый хэви-метальный состав, чем вышеупомянутый ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ, но играют в СТАЕ сплошь девушки. Причем не только красивые и умелые, но и откровенно увлеченные своим делом, что приятно. К их собственному материалу есть определенные вопросы, но зато кавер на "Breaking The Law" JUDAS PRIEST был исполнен безупречно.
Ну, и напоследок - про финнов UNDERGROUND ATTACK. Я их приберегла на сладкое не из какого-то особого пиетета (давно прошли те времена, когда любой иностранный рокер вызывал у меня священный трепет) и не потому, что они были хэдлайнерами (вовсе нет - играли в середине второго дня), а потому что их появление на "Беломоре" наконец-то позволило Александру Мезенцеву полноправно называть свой фестиваль еще и международным. Конечно, здесь и раньше игрывали зарубежные граждане, но все сплошь бывшие соотечественники по сути, а вот теперь - настоящая импортная группа, не придраться. И при этом - шикарная, что здорово. Ведь, положа руку на сердце, далеко не всё, что изволит приезжать к нам из-за кордона, заслуживает внимания. Очень часто наши промоутеры хватают то, что поближе лежит да подешевле обходится, уповая на те самые пиетет и трепет, которые до сих пор кому-то застят глаза. Но на "Беломоре", постоянно снимающем сливки с отечественной рок-сцены, просто абы какие иностранцы не прокатили бы - сравнение оказалось бы точно не в их пользу. А звать "звезд" все-таки не позволяет бюджет. И Мезенцев ухитрился найти золотую середину: сравнительно молодую и абсолютно не понтовую группу из Хельсинки, которая регулярно катается с клубными концертами в Питер, Выборг, Петрозаводск и даже Псков, но при этом складную, профессиональную и чудовищно обаятельную. Играют UNDERGROUND ATTACK этакий классик-рок с заходами в глэм, делают это вдохновенно, раскованно и так свежо, будто они сами всё это изобрели. Да и парни красивые. В общем, для мальчиков - повод оторваться, для девочек - причина сладко повздыхать, и сущее украшение фестиваля в целом. Нельзя сказать, что финны были самой-самой лучшей группой на "Беломоре-2011", но вот то самое радостное ощущение отрыва и полета - во многом их заслуга. Ведь ветер с севера далеко не всегда бывает суровым и холодным...
Фото: Виктория Фрадкина (44 DRUMS, MY OWN RESISTANCE, МЕДВЕЖЬЯ ИКРА, ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ, LOWRIDERZ, UNDERGROUND ATTACK)
Екатерина Борисова