Именно поэтому, наверное, с первых аккордов климат в клубе стал напоминать баню – жарко и невероятно мокро. По той же причине, собственно, в сети пестрят отзывы об «ужасной духоте и давке» и «работе клубных барменов». Ну а что тут ожидать, это рок-концерт «главной статьи белорусского музыкального экспорта», которая, правда, уже 2 года как на родине запрещена. Братья-белорусы приехали на концерт в рамках официального автобусного тура, настоящие groupies, что, впрочем, еще раз подтверждает высокий статус группы.
Концерт, конечно, был мощный. Не будем ссылаться на звук и прочие неудобства, а обсудим лучше мелодическую, смысловую и некоторые другие составляющие.
Ляпис это всегда море драйва. На начальных песнях зал раскачивался, и примерно в момент исполнения песни «Шут» энергия, таившаяся в фанатах, стала прорываться наружу – то тут, то там возникали очаги толканий или, как принято говорить, слэма. Сергей Михалок по традиции перемежал песни со своими стихами, которые, кажется, были о предназначении человека на этой земле. Самое месиво создалось на программной композиции команды – «Freedom Беларусь». Весь зал воздымал руки в свободолюбивом призыве к libertad в союзном государстве. Фаер, белорусские флаги, национальные распашонки. Группа не скупилась на децибелы и рифы, инструменты менялись, а Сергей и Павел прыгали по сцене как какие-нибудь бугаи из нижнего Вест сайда. Очень хорошо и положительно легла на настроение зала кавер-версия песни «Зоопарк». Концертное исполнение песни «Рабкор» явило собой классический металкоровый саунд под рев толпы. «Грай» был исполнен на бис. Короче, «кармические эгрегоры» зала и группы вошли в полный резонанс, от которого стены не дрожали, но спокойно стоящие личности то и дело оказывались вытолкнуты со своих мест. Что еще скажешь, Ляпис Трубецкой – это отлично сыгранный коллектив без всякой доли лажи, четко выполняющий все необходимые действия на сцене, с цепляющей музыкой и интересными не бессмысленными текстами. Статус все-таки обязывает. Однако вот о смыслах и хотелось бы написать.
В ГлавClub’е на стене висит большой экран, транслирующий изображение со сцены, так что если вы – хрупкая девушка, то всегда сможете рассмотреть своего кумира если не на сцене, то на стене. Изображение, правда, больше напоминало трансляцию с космического корабля – прерывалось, его искажали шумы, картинка скакала. Непонятно, специально это было сделано, особая фишка, или просто нагрузка от мощных электрических приборов наводила помехи. Однако, пожалуй, это была лучшая метафора того, что пытается нам в своем творчестве донести товарищ Михалок. То есть неясности какой-то. Попробуем объясниться.
Помнится, во времена «музыкант играет шлягер, вспоминаю нары, лагерь» Михалок исполнял добротные ироничные песни про развлечения и переживания эдакого лабуха – лирического героя. Его вряд ли можно было заметить в каком-то излишнем свободолюбии, скорее – в кабаке. И ведь именно поэтому он стал так любим нашему народонаселению. Это был такой Иванушка-дурачок в музыке, которого каждый из нас еще с детства любит.
С тех пор творчество группы, сам Сергей, да и его лирический герой претерпели множество изменений. Если на «Капитале» было много иронии и, что немаловажно, самоиронии, то в «Рабкоре» осталась своего рода правда-матка о жизни нашей: «Не быць скотам», «Рабкор» да и другие песни прямо говорят, что и как у нашей жизни плохо. Ну, может, не совсем прямо, но все же. Сергей же приобрел еще несколько новых тату, похудел, и вообще стал своеобразным Энтони Кидисом белорусского разлива.
И стал произносить речи. К стихам, уже традиционным, проливающим свет на запутанную душу поэта и музыканта, добавились политические лозунги, призывы и общественные измышления. И вот тут-то и таится какой-то камень преткновения. Конечно, публика их воспринимает «на ура», конечно, они все правильные. Но, здесь я позволю себе перейти на личности, я лично не заметил веры в свои слова у вокалиста: свободу Белоруссии, свободу трем девчонкам, осужденным за свою безообидную выходку – все это было произнесено тоном уставшего доброго моралиста («Лысая башка трещит от глупых песен»), к которому я лично не привык. Для меня Сергей и группа Ляпис Трубецкой остались веселыми ребятами, которые не прочь «телок-телок-телочек, виайпи, оваций». И, кажется, для себя они остались такими же, но по долгу службы обязанными говорить про свободы, равенства и братства. К тому же, зная о таланте Сергея говорить речи, хотелось больше услышать песен, а не рассуждений. «Не быць скотам» говорит лучше любых речей: тут и волки сыты, и овцы целы. А ее так и не сыграли. А говоря об «агнцах ляписовых» – ребята, вываливающиеся из толпы горели драйвом, но, пожалуй, не мыслью об улучшении общества, но тут уже сделаем им скидку на усталость после слэма.
Еще Сергей в своей речи сказал, что ему бы хотелось, чтобы контркультура не запиралась в рамках маленьких тусовок и клубов, а выходила на новый, масштабный уровень. Но ведь тогда она потеряет приставку контр- и станет про-. Может быть, вот он, разрыв в уровнях. Стадионная группа (без преувеличений), народная – Ляпис Трубецкой передает своим фанатам мысли, присущие скорее анархо-панкам из подпольного клуба. И становится еще контркультурнее, как футболка с Че Геварой. И все бы хорошо, «против» всегда популярно, это тоже в крови (у Ляписов не отнять – действуют прямо в подсознание) еще со времен «не суй пальцы в розетку», но возникает ощущение продукта, который тебе продали, а ты считал, что это не продукт, а свое, родное. И если относиться к этому как к продукту, то вообще все взятки гладки. А если не как к продукту, то и последняя песня «Золотая антилопа» со своим «денежки кует» выглядит очень иронично, но только уже не само-. А вот «Грай» спели очень душевно.
фото: Ксения Шум
текст: Александр Куликов