Александр «Михалыч» Красовицкий: Провокационное название получилось. До последнего не хотел я ее так называть, но парни настояли. Из-за одной яркой строчки после первой же репетиции стала эта песня «Вера И Свастика». Хотя она не об этом совершенно. А о том, что, говоря одно, подразумевают совершенно другое. Люди часто видят только поверхность, не понимая сути.
У меня нет текстов ни о чем (а в этом меня часто обвиняют) – они посвящены конкретной теме или конкретному человеку. Если достаточно внимательно прочитать то, что я пишу, всегда будет понятно, о чем текст. Так что эта песня – небольшой ответ тем, кто не видит каких-то очевидных вещей, которые в тексте написаны. Кстати, на концертах у нас в ней звучит терменвокс, а здесь почему-то плохо записался, точнее, на нем плохо сыграли – в итоге там обычное окончание роковое получилось.
FUZZ: Через два года у вас юбилей. Мировоззрение подростков еще понимаете?
Александр: Я не перестаю радоваться этому качеству в себе – я не то что культивирую в себе подростка, но просто не могу повзрослеть. Со стороны напоминают, что мне уже скоро сорок, но я настолько до сих пор тинейджер во многих поступках, в том, как я время провожу, в каких условиях живу, что для меня это естественный процесс. Но, с другой стороны, кое-кто объективный, прослушав сингл, сказал, что у меня лирика стала более созерцательная, что свойственно более взрослому человеку. Но по мне так – ничего не изменилось за последние десять лет в моем сознании, и в лирике тоже.
FUZZ: С помощью дочери новые песни испытываете?
Александр: Дочка моя не фанатка ANIMAL ДЖАZ, более того – она не была ни разу на нашем концерте, и не хочет, сколько я ей ни предлагал. И ей нравится только пара-тройка песен. Моя дочка в свои семнадцать лет – нетипичный подросток. Она совершенно не от мира сего. Гораздо более серьезная, чем я сейчас. Напоминает меня же в ее возрасте – я тогда был очень серьезным: думал о будущем, о карьере, о науке, занимался этим активно. А с тридцати лет стал разгильдяйничать. А она сейчас очень вдумчивая, архитектурой интересуется, и никак не меломан. Так что она не имеет отношения к моему творчеству.
Токсикоз
Александр: Сразу же вошла в ротации, была воспринята как хит, на Радио «Максимум» она в хит-параде сейчас. Песня о нелегкой клубной жизни и о том, что обычно после этих развлечений с утра бывает с физическим состоянием. Я изначально хотел ее сделать простой, непритязательной и в тексте и в эмоциях. И совершенно неудивительно, что она самая хитовая стала на сингле.
FUZZ: Каким образом выбирается песня для радио? Непременно оптимистичная, как "Токсикоз", должна быть?
Александр: К сожалению, все очень предсказуемо. Имея такой, достаточно богатый, как у нас, опыт общения с радио и написания песен, можем предсказать, имеет песня шансы или нет. Это – к сожалению, потому что предсказуемость мне вообще не очень нравится, особенно такая. Но, к счастью, мы, тем не менее, никогда не задумываемся, когда придумываем песню, что она подходит для того, чтобы прозвучать на радио. На репетицию приходим, я – с какой-то заготовкой, делаем песню, в итоге на кураже ее создали, и через день на репетиции, ее играя, кто-то из нас говорит, что это радийная песня. И еще я не могу нарадоваться на Радио «Максимум» с тех пор, как у них в июне сменилось руководство и пришел программный директор, который (и это впервые на моей памяти) реально идейный человек. Не столько даже бизнесмен (хотя, наверное, и с этим тоже связано), сколько человек, которому не безразлично то, что у него в эфире играет, и который, судя по всему, достаточно независим от влияний конкретных рок-личностей. Активно стали появляться молодые группы, и нам стало очень просто. «Токсикоз» они взяли сразу в ротацию, а песню «2010», которая совершенно не является веселой – в ночной эфир. Как и «Сами» с альбома «Эгоист» – мега-невеселая песня. И она в ротации на Радио «Максимум», тем не менее, уже почти год. К счастью, есть пути различные для того, чтобы пресловутый формат если не обойти, то хотя бы безболезненно использовать. При этом, например, «Наше Радио» как было абсолютно никакого внимания к нам не проявляющим, так и осталось. И не только к нам, я так думаю. Как всегда, все в России зависит от того, какой губернатор. Хороший – и жизнь налаживается, плохой – и ничего не сделать. Все от личности зависит. Надо, чтобы система работала, а она у нас не отлажена, к сожалению, нигде.
Ждать
Александр: Песня с тяжелой судьбой, у нас таких почти нет. Была написана еще в 2002 или 2003 году и лежала без русского текста с уже готовой аранжировкой, записанным демо, ждала своего часа. Я был совершенно уверен, что рано или поздно мы ее издадим, просто никак не мог написать текст. Я обычно придумываю песни на английской «рыбе» сперва, а спустя какое-то время накладываю русский текст на них – соответственно сложившейся фонетической ритмике внутренней. И текст родился депрессивный во время достаточно сложного периода – я болел сильно, отменялись концерты, и получилась песня в итоге, которая войдет и в альбом.
FUZZ: Как вас поддерживают слушатели, когда вы оказываетесь в больнице и концерты отменяют?
Александр: У нас это не стало пока эпидемией, отменяются не туры, а отдельные концерты. У меня, действительно, к тридцати восьми годам накопилось проблем со здоровьем, все-таки образ жизни, соответствующий рок-музыке, не способствует здоровью. Поэтому я периодически попадаю в весьма неприятные ситуации, например, сейчас я ложусь в больницу на две недели, из-за этого у нас отменился концерт один в Петрозаводске. Петрозаводчане не совсем понимают, как так можно – вчера он играл во Владивостоке, а через четыре дня уже отменяется концерт. Но так складывается, что мне нужно планово лечь в больницу. Люди, как правило, относятся с пониманием, пишут: «Михалыч, выздоравливай» в «Вконтакте», где фидбэк легко получить довольно быстро. Горжусь, можно сказать, нашей публикой в этом смысле.
2010
Александр: Легко с ней все получилось, эта песня моя целиком, очень просто и быстро ее написал. Если внимательно слушать, то можно понять, что это гармонически некая аллюзия на наш самый знаменитый хит «Три Полоски». Я сам это понял только когда мы ее уже записали.
FUZZ: Выбор песен был расчетливым - героическая, жизнерадостная, трагическая, баллада? Чтобы разные жанры представить?
Александр: Это скорее квинтэссенция всего того, чем мы являемся сегодня и были все наши почти уже десять лет жизни. У нас каждый альбом представляет из себя винегрет. А макси-сингл – пред-лицо альбома, для того, чтобы люди представляли себе, в каком направлении группа развивается. Но мы не рассчитывали специально и записали ровно все, что у нас было на тот момент готово и с русским текстом. И все четыре песни играем на концертах, они органично вошли в число остальных.
FUZZ: Какие показатели скачиваний и оплаты "2010"?
Александр: Мне прислали недавно статистику, которую просто вычислить – на торрентах, Funkysouls и animaljazz.com, на который мы тоже его выложили, естественно. Из этих трех источников по прошествии месяца было больше 50.000 скачек. Мне люди знающие сказали, что был бы платиновый статус, если бы продавались диски. По поводу оплаты все очень не очень, мягко говоря. Мы много и не ожидали, ведь это не альбом, а сингл, и выложили его в интернет впервые, хотели потренировать нашу публику и самим понять, как нам поступить с будущим альбомом. Результаты оплаты таковы, что, видимо, мы все-таки будем искать какой-то лейбл, потому что из того, что нам заплатили, мы даже стоимость записи одной песни на этот сингл не вернули (а ведь в первый месяц – самые большие оплаты). Люди оказались очень прижимистые, с одной стороны, с другой стороны – ничего удивительного в этом нет, в такой культуре живем, еще не очень развита у нас музыкальная интернет-торговля. Я был поначалу неприятно поражен, а теперь смирился с этим и философски отношусь.
FUZZ: А у альбома "Эгоист"? Какой процент слушателей прошел «проверку совести»?
Александр: Мы решили его выложить через два месяца после выхода, а не анонсировали заранее, как «2010», и, естественно, у всех он был, уже скачали, а задним числом никогда никто платить не будет. У "Эгоиста" были примерно такие же показатели, но это альбом, а не сингл, и там в другом размере у людей совесть работает. В целом показатели были очень неутешительными, и они продолжают быть таковыми. Платит примерно каждый тридцатый скачавший. А то и меньше
FUZZ: Какой способ выпуска альбомов кажется вам лучшим для музыкантов и аудитории?
Александр: Сейчас мы пойдем по пути минимизации затрат на альбом. «Эгоист», например, нам обошелся почти в миллион рублей - учитывая мастеринг в Лондоне, Андрея Самсонова – очень крутого и при этом очень дорогого звукорежиссера. Естественно, тогда мы еще имели в виду, что сможем вернуть что-то за счет лейбла. Поскольку сейчас интернет-продажи, вернее, скачивания достигли уже запредельных высот, лейблы, думаю, будут один за другим лопаться, если будут продолжать торговать этими болваночками жестяными. На лейблы надежды мало. На интернет, похоже, надежды никакой. И поэтому будем меньше затрачивать без расчета возврата денег. Записываться на домашних студиях. Качество технически будет пониже – альбом будет по-разному звучать на разных магнитофонах, в машинах или в наушниках. Но мы не можем себе позволить вкладывать миллион, чтобы потом в течение года отдавать его с концертов, на которые я живу, дочку свою воспитываю, за квартиру плачу. В данной ситуации наилучшим является все же интернет, потому что альбом в данном случае выступает пусть не как бизнес-проект, но как промо-проект.
FUZZ: А не в существующих, в идеальных условиях?
Александр: Идеальным все было до 2007 года, пока интернет не разросся и не проник в каждый дом, и не повысилась скорость скачки. Идеален традиционный способ, когда подписываешь контракт с лейблом на определенную сумму и, исходя из нее, потом записываешь альбом. Мы всегда выпускали альбомы таким образом, и это было очень удобно. Получали больше, чем тратили на запись. Мы на альбоме всегда зарабатывали. Теперь, я думаю, эту практику придется забыть на какое-то время, пока рекорд-индустрия не придумает, как существовать в нынещней ситуации.
А. Л.
Фото: Кирилл БЕЛЯЕВ, Максим МОРЕВ, Николай ЦУГУЛИЕВ