ФЕСТИВАЛИ
FUZZ: Не могли бы вы вспомнить фестивали “Учитесь плавать”?
Александр Ф. Скляр: Все? Нет, вы что! “Учитесь плавать” — это же десятилетняя телега. Последний — могу вспомнить, это было недавно. Мы выпустили диск “Учитесь Плавать. Урок Пятый”, с участием, в том числе, и питерских команд. После у нас была презентация этого альбома в московском клубе “Точка”. Приезжал ваш питерский проект СТЕРОИД 50333, участвовали голландские ребята — группа TOAD, очень любопытная команда. Полный состав участников можно посмотреть в Интернете, на нашей страничке. (официальный сайт программы “Учитесь плавать” находится по адресу www.feelee.ru/up). Мы не заявляли происходящее как фестиваль, но в общем это получился довольно праздничный концерт.
FUZZ: С чего для вас началось фестивальное движение?
Александр: Я вообще назад хуже мыслю, чем вперед... Но на тот момент уже несколько лет существовала программа “Учитесь плавать” на Радио “Максимум”. И тогда впервые приехал настоящий мощный, альтернативный артист — Генри Роллинз. Он, собственно и сынициировал. Когда я увидел его выступление, то подумал — а что на мешает сделать нечто подобное? У нас ведь уже есть такие группы! Тогда и появились I.F.K., тогда был CROCODILE T.X., TEQUILAJAZZZ, НАИВ. Игорю Тонких из “FeeLee”, который, собственно, и привозил ROLLINS BAND, эта идея понравилась. И мы провели первый фестиваль. Ну, а коль фестиваль, то надо и сборник делать, все по-взрослому. Тем более есть эфирное время. Ну, и поехало. Так или иначе, практически все зарубежные альтернативные артисты, которые приезжали в Москву, поддерживались программой “Учитесь плавать”. Особенно те, которые были явным неформатом для всех остальных станций. Порой получалось так, что эти артисты крутились только на волнах “Учитесь плавать”. Так получилось, что в Москве за десять лет не образовалось ни одной аналогичной передачи. Насколько я понимаю, у вас здесь есть передача, которую ведет Ninon, называется она “Банзай”. Кстати, сама Ninon — давнишняя слушательница “УП”. Еще письма писала. А потом сделала свою передачу. Так что в какой-то степени я ощущаю себя крестным отцом. Говорю это с гордостью!
ПЕРЕДАЧА
Александр: Когда-то “Максимум” вещал на два города, потом многое изменилось, и передача стала не нужна. Тогда поступило предложение со “Станции 2000”, и с тех пор “УП” выходит там. К сожалению, на Питер они не вещают, но в Москве это достаточно популярное радио, единственное в своем роде — передает молодежную электронную танцевальную музыку. У них есть несколько спецпрограмм, в частности, там прижилась “УП”. Выходим каждую среду с 23.00 до часу ночи в прямом эфире. Но коль скоро произошел вынужденный перерыв в связи с переходом с “Максимума” на “Станцию 2000”, я поставил условием, что хотел бы влить свежие силы и по объявленному конкурсу нашел соведущую, Лалу. Лала — студентка четвертого курса Московского Политехнического, замечательная девчонка, тоже моя слушательница. Я ее вычислил по письмам, потом пригласил на радио и сделал, по сути, профессиональным ди-джеем. Когда я по тем или иным причинам не могу вести передачу, она ее ведет сама. Плюс занимается музыкальной составляющей, общается и с Интернетом, и с живыми музыкантами. Если бы не она, я думаю, в силу моей занятости, передача вообще бы не могла состояться.
СПОРТ И НАРКОТИКИ
FUZZ: А завязка “УП” с экстремальным спортом...
Александр: Это очевидно. Ведь когда мы видим ребят, которые на роликах катаются, они ж не под Мадонну это делают. Под BEASTIE BOYS там... Это очевидно — там адреналин, и здесь.
FUZZ: Движение против наркотиков...
Александр: Да, мы не хотим видеть в наших рядах конченых наркоманов, и ставим соответствующий значок на каждом сборнике. А там уж пусть каждый сам выбирает. Но трубить об этом мы начали едва ли не первыми. Эта ситуация была понятна давно — и я уверен, что специалисты тоже это знали. Но замалчивание кому-то было выгодно. Сейчас, вроде бы, наконец-то за голову схватились. Но они что — на Марсе, что ли, жили? Не видели, что ли?
СИТУАЦИЯ
FUZZ: Фестивальное движение у нас и на Западе — это, так сказать, “две большие разницы”?
Александр: Определенно. У нас нету, по сути дела, фестивального движения. Вот на Западе — залезьте на любой фестивальный сайт. Все лето забито фестивалями. А у нас? Единственное, что я пока слышал — это фестиваль “Крылья”. Все. Вообще — все! Вот у вас в Питере летом будет какой-нибудь фестиваль? Крупный, чтобы можно было назвать фестивалем? Вот, и я пока не слышал. Что нам вообще тогда сравнивать с Западом? Там можно выехать из какого-нибудь маленького городочка Йорка, сесть на поезд и не возвращаться домой 3 месяца! По фестивалям кататься. А у нас? Как была убогая в этом смысле история, так и сейчас. “Крылья” — достойный фестиваль, но он один! Хорошо хоть, уже два года существует, дай Бог и дальше... Алтайский — два раза только провели.
FUZZ: “Максидром”...
Александр: Понимаете, какое дело... Конечно. Они могут обозначать себя как угодно — хоть трижды фестивалем. Но есть здесь одна червоточина. “Максидром” — прежде всего, раскрутка радиостанции. Это не “фишка” фестиваля. “Фишка” любого фестиваля — это большой праздник. Тем более, не станция должна ставить артистов, которым она, к тому же, не платит деньги, по крайней мере, молодым не платит точно. АЛИСЕ и ЧАЙФУ как хэдлайнерам, на которых придет три четверти публики — да, но молодым — точно. Это — одна из причин, по которым мы не участвуем в “Максидромах”. То есть, на тебе кто-то делает деньги. Немалые. Я к нынешнему времени уже достаточно осведомлен о всяких внутренних течениях в шоу-бизнесе. Там делаются очень немалые деньги. А за что? Чтобы потом тебя крутили? Вот это — шоу-бизнес по-советски. Потому что совок очень во многих сферах, в музыкальном бизнесе, в частности, до сих пор не преодолен. Мы живем в совке. В области культуры — совершенно точно, за редчайшим исключением. У нас до сих пор нет нормально структурированного шоу-бизнеса. У нас нет альтернативной сцены. То есть, она есть — такая... Силами энтузиастов. Она отсутствует как нормальное поле деятельности, как на Западе, когда выходят пластинки, есть альтернативные музыкальные каналы, фестивали, аудитория. Целый мир, из которого люди не уходят годами, а иногда и всю жизнь. Потому что если ты уходишь в большой музыкальный бизнес, — то сразу чувствуешь, что там совсем другие, более жесткие законы. Среди альтернативщиков тоже существует серьезная конкуренция, но это — нормально. А у нас? Все питерские музыканты, чтобы заработать, ездят в Москву. Потому что в Москве хоть где-то можно выступить в приличном месте и за деньги. А ведь мы взяли только Москву и Питер — два крупнейших города. А про всякие волгограды, саратовы будем говорить? Ни черта ни меняется!
FUZZ: Фестивали — это же важнейшая ступень именно для молодых групп!
Александр: Точно. “УП” затевалось именно по этому принципу. И здесь я могу сказать — никаких местнических интересов у меня как не было, так и нет. И в программе как я крутил то, что мне нравится, так и кручу. Эфиром мы не торгуем. Но этого мало. Если бы подобная программа и фестиваль существовали хотя бы в каждом городе-миллионнике — было бы совсем другое дело. Но этого же нет! Каков тираж вашего журнала?
FUZZ: 25 тысяч.
Александр: Вот это — наша реальная аудитория.
FUZZ: Фестиваль Шевчука на “Петровском”...
Александр: А когда это было? И он больше не сумел его повторить. Да, у меня хорошие были впечатления, но фестиваль получился только благодаря его невероятной энергии. И все. О чем говорить — о разовой акции? Можно вспомнить еще несколько разовых акций. “Рок против террора” лет 8-9 назад... Ну, ваш журнал существует, сколько уже? Десять лет. И то хорошо. Потому что у нас и журналов-то приличных музыкальных, помимо FUZZА, нет. Презентовался какой-то московский журнал в конце лета... “Свистопляс” — вот! Даже, вроде, ничего был. Но где он? Презентовался, и нет. О чем мы можем вообще говорить, если журнал музыкальный один на всю страну? Вот, можем взаимно друг друга поздравить — моя передача и ваш журнал. Десять лет продержались. А так — как ничего не было сложено, так и не сложилось.
FUZZ 6 2001