Согласно ему проведена классификация уровней иных миров кроме нашего, обусловленная законами физики и математическими расчётами. Собственно "We Are Here" на этом графике – и есть область нашего существования. О таком научном обосновании сразу и не подумаешь, узнав о том, что APPARATJIK – это супергруппа Гая Берримена из группы COLDPLAY, Йонаса Бьерре из группы MEW, Магне Фурухольмена из группы A-HA и продюсера последней Мартина Терефе. Во всяком случае, творчество этих трех групп если и связано с наукой, то достаточно косвенно.
Собственно, о научной подоплёке с уверенностью не скажешь и после прослушивания пластинки, если не интересоваться в интернетах об идеологии проекта. Бойкий электропоп, о котором, почему-то, и думается, если представить в голове смесь звучания этих коллективов – мелодизм A-HA, хитрость аранжировок MEW, ну и, разве что, минимализировано влияние британцев (хотя переаранжированную версию песню "Supersonic Sound" в исполнении Криса Мартина представить совсем несложно).
В живом же исполнении в арт-институте "Стрелка" всё выглядит совершенно иначе. Известность имён музыкантов стирается и нивелируется, зрителям предлагается абстрагироваться и не думать об основных коллективах, вникая в суть происходящего перфоманса. В центре зала (именно в центре, а не на отдельной сцене) находится здоровый куб, на грани которого наведены проекторы, внутри куба всё оборудование музыкантов, и те всё выступление тоже провели внутри. С самого начала интересовал вопрос того, как они попадут внутрь (потому как наверняка по драматургии подобных мероприятий, проникать они должны незаметно, и начаться всё должно внезапно). Попали же довольно просто – через коридор, созданный секьюрити, до того приветственно обойдя весь куб по периметру. Впрочем, до сего момента зрителям были показаны ролики-"сеансы связи" с каждым из музыкантов в формате видеоинтервью. В них они в свободной форме объясняли о сути проекта, связи искусства и науки, заправляя это достаточным количеством самоироничных шуток (например, в лиричной песне "Josie" исполнитель поёт не про некую девушку, а про ресторан, в который коллектив всем советует сходить (сама песня действительно про девушку Джози, а то, что APPARATJIK говорят – это сарказм, такого ресторана в природе нет), ну а привязанность представления к кубическим формам обусловлена "неудачным детским опытам со всем сферическим"). Закончилось это всё акапелльно исполненой композицией о природе солнечного света (вот прям так и пели – "Свет состоит из множества волн и частиц..." и т. п.). На этот момент, кстати, во дворе института "Стрелка" стало совсем уж холодно – народ отогревался раздаваемыми плёдами, глинтвейном и коктейлями на основе известной финской водки.
Собственно, после выхода музыкантов в серебряных защитных комбезах с оленьими рогами, надетыми поверх, концерт и начался. Сыграли даже не весь дебютный альбом, обойдя вниманием и совсем новый сингл "Combat Disco Music" (скроенный, к слову, по диско-лекалам, с криками "У! А!" в духе каких-нибудь DSCHINGIS KHAN) Музыкантов в затянутых тканью кубе, естественно, видно не было. Тем более на его гранях разыгрывалось довольно впечатляющее и сложноописываемое видеопредставление, гармонировавшее со звуковым рядом. В него периодически вплетались снующие туда-сюда тени артистов, увлеченно и отточенно "рубящихся" под гул синтезаторов и драм-машин (что было заметно по их активным телодвижениям). В общем, это была масштабная видеоинсталляция с сыгранным живьём саундтреком. Те, кто пришёл поглазеть на кумиров из известных групп, могли покинуть "Стрелку" довольно расстроенными. Но концептуальность и непростые визуальные решения проекта, несомненно подошли для открытия сезона института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".
Весь концерт уместился в сорокаминутный промежуток. Отгромыхала открывающая дебютник "Dead Beat", и грани куба покрыл зеленый экран, оповещающий о "конце сеанса связи". Ну а то, как всё это примерно выглядело, можно посмотреть в презентационном видеоролике.
Фото: «Стрелка»
Сергей Мудрик