Каждая из этих групп апеллировала к "возвращению к корням" - переделывала рок-н-ролльные стандарты прошлых десятилетий, что звучало ново после волны синтипопа в восьмидесятых и переиначивания гитарной поп-музыки 60-х в виде Бритпопа, флагмана английской музыки девяностых. Последний к тех же девяностых концу утратил всякую актуальность, и нужны были новые герои.
Из этих трёх "столпов" BRMC были самыми громкими и безрадостными. Выглядели они как те, в честь кого назвали стиль "shoegaze" - не сильно общительные люди в черном, предпочитающие смотреть не на зрителя, а на собственные ботинки (естественно, черного цвета).
На своём втором российском концерте на слабо, но довольно эффектно освещенную сцену клуба "Milk Moscow" поднимаются трое одетых во все черное и начинают играть шумный (от слова "нойз") рок.
"I thread the needle through, you beat the devil's tattoo" - вступает коллектив с въедливого кантри-проигрыша песни, давшей название новому альбому. В поддержку которого и играется нынешний тур.
Первые впечатления, в общем-то, грандиозные. Звук мощный, сражающий наповал. Хотя для русской публики блюз и кантри, из которых черпают вдохновение эти ребята из Сан-Франциско, музыка не самая близкая, но рок-н-ролльная составляющая превалирует, а ритмика этих сугубо американских стилей раскачивает что надо.
Коллектив в основном играет свежую пластинку, иногда вспоминая по одной-две песни с остальных альбомов. Эмоциональный накал выступления с самого начала держится на уровне, особенно когда с дебютника подряд играются "Red Eyes And Tears", "Love Burns" и "Awake". Роберт Бин периодически пытается обратиться к публике на русском, но получается это у него не особо успешно, иногда даже непонятно, что он говорит, но публика, конечно, поддерживает. Также сыграв мощную "Weapon Of Choice" с любимого мной альбома "Baby 81" и добив самой быстрой из своих песен "Whatever Happened To My Rock'n'Roll", публику покидает барабанщица Лия Шапиро (заменившая Ника Джаго, по слухам, покинувшего коллектив из-за пристрастия к наркотикам) и начинается несколько неожиданный акустический блок.
Вопреки ожиданиям, исполняются в нём не только вещи с кантри-блюзового диска "Howl". Начинается сет с кавера THE POGUES, которому кто-то в зале даже подпевает.
Но, если честно, к финальной (четвертой) песне акустики "Compicated Situation" (как раз с "Howl") отток людей к бару достигает максимума, потому как над публикой явно нависает уныние. И возврат к электричеству начинается с неторопливой "Half-State", и как-то удержать накал первой части концерта американцам уже не даётся, даже с учетом того, что сет-лист идёт по нарастающей, и основная часть выступления заканчивается хитом "Spread Your Love". Вот так, что называется, начали за здравие, а закончили за упокой. Был бы акустический сет короче, да и вообще песен поменьше - никто бы и не успел заскучать, а так - вроде всё и круто, и грув, и мощь, но на втором часу подряд воспринимается уже не так.
Группа за прошедшие годы, конечно, несколько меняла свои предпочтения (насколько разные, допустим, классический для группы s/t дебютник, тот же «Howl», и нойз-эмбиентный «The Effects Of 333», но в общем и целом свой путь проходила в неизменном направлении.
Вопрос лишь только в том, почему подобные коллективы приезжают к нам далеко не на пике своей популярности (через год-два после первой или второй успешной работы). В 2008 году, во время первого приезда в Россию, о коллективе в профильной прессе упоминали уже по инерции (хотя альбом "Baby 81" 2007 года лично мне кажется у них лучшим, потому и жалко, что их первый приезд я пропустил). Или вот грядущий концерт INTERPOL - на них все, конечно, пойдут, но они были бы куда более впору после выхода "Antics" (ну, в крайнем случае, "Our Love To Admire"). Ясное дело, что пока у группы всё в порядке в Европе и Штатах, особой надобности приезжать к нам нет, но неужели организация их приезда совсем невозможна? Пример FRANZ FERDINAND говорит ведь об обратном. А актуальность концерта не в последнюю очередь отражается на том, удался концерт или нет.
А то от ощущения, что к нам едут "от нечего делать", не отойти. Оно, конечно, понятно, но не очень приятно.
Организатор: "Мельница Интернешнл"
Фото: Екатерина Фомина
Сергей Мудрик