Будущее музыки: господдержка музыкантов

25 апреля 2013 года, 15:43 0
Одним из итогов минувшего десятилетия в мире независимой рок-музыки стало выдвижение на передние позиции двух стран: Канады и Швеции. Возможно, что это не просто стечение обстоятельств, а результат вполне конкретной культурной политики этих государств.

FUZZ выяснил, что рок-музыканты в этих странах получают значительные суммы на запись альбомов, съемку клипов и подготовку турне, а также сделал попытку взглянуть на то, как обстоят дела с подобными вещами у нас, в России.  

Вот краткий список канадских групп, альбомы которых попали в списки лучших альбомов 00-х по версии многих музыкальных изданий: ARCADE FIRE, GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR (+A SILVER MT. ZION), BROKEN SOCIAL SCENE, THE NEW PORNOGRAPHERS, THE DEARS, JUNIOR BOYS. А вот аналогичный список шведских музыкантов: THE KNIFE, Йенс Лекман, THE RADIO DEPT., THE TOUGH ALLIANCE, STUDIO, DUNGEN, THE FIELD.

Конечно, нельзя сказать, что такая ситуация сложилась лишь благодаря финансовой помощи государства, но то, что она сыграла определенную роль, кажется вполне вероятным.

Упомянутые THE KNIFE впервые получили деньги от Государственного совета по культуре Швеции в 2001 году - для записи своего первого альбома. Сумма составила 45 тыс. шведских крон (около 178 тыс. руб.). Затем в 2006 году группа получила еще 80 тыс. крон (около 318 тыс. руб.) для своего гастрольного тура по США.

Всего Государственным советом по культуре ежегодно тратится около 11,5 млн крон (45 млн руб.) на поддержку примерно 145 музыкальных коллективов, около 24 млн крон (95 млн руб.) - на поддержку концертных площадок, а также 222 млн крон (882 млн руб.) выделяется региональным музыкальным организациям. Кроме того, Государственный комитет по грантам в области культуры ежегодно выделяет примерно 19 млн крон (75 млн руб.) индивидуальным музыкантам (т. е. не группам). Шведские лейблы подают заявки на получение грантов дважды в год. Впрочем, не все из них верят в возможность получения гранта. Так, например, представители Sincerely Yours (на котором записываются упомянутые выше THE TOUGH ALLIANCE, а также JJ и AIR FRANCE) ни разу не получали правительственных денег.

В Канаде ситуация несколько иная: на поддержку музыкантов идут как государственные, так и частные средства. Для этого существует организация под названием FACTOR, которая совместно финансируется государством и коммерческими канадскими радиостанциями. Она ежегодно выделяет более 14 млн канадских долларов (около 412 млн руб.) на поддержку музыкального бизнеса в Канаде.

В 2009 финансовом году поддержку получили следующие группы: TOKYO POLICE CLUB, DESTROYER, WOMEN, LAND OF TALK, HIDDEN CAMERAS, MOST SERENE REPUBLIC. Кроме того, WOLF PARADE и ISLANDS получили по 20 тыс. канадских долларов (590 тыс. руб.) на съемку клипов, а Дэн Снейт из CARIBOU получил деньги на турне.

Как же обстоят дела с финансовой поддержкой музыкантов в России? В апреле 2010 года сообщалось, что Правительство России выделит 300 млн руб. на поддержку профессиональных коллективов симфонического и академического хорового искусства. Об этом сообщил премьер-министр Путин на рабочей встрече с вице-премьером Жуковым. Жуков же доложил о выделении в 2010 году 4,5 млрд руб. на грантовую поддержку различных музыкальных и театральных коллективов. Кроме того, по его словам, прямую поддержку в объеме более 600 млн рублей получают 14 ведущих академических музыкальных театров и камерных музыкальных коллективов. По мнению вице-премьера, "введение института грантов, и достаточно большого их количества за последние годы, конечно, позволило нам сохранить очень талантливые и творческие коллективы по всей стране, не только в Москве и Санкт-Петербурге".

Кроме того, ежегодно проходит конкурс на соискание грантов президента России в области культуры и искусства. В этом году грант получат сто деятелей культуры и искусства. Общий размер государственной поддержки составляет 50 млн руб. Среди интересных нам грантополучателей оказался, например, Сергей Летов, получивший деньги на осуществление проекта "Немое кино - Живая музыка", в рамках которого он совместно с другими музыкантами создает импровизационное звуковое сопровождение для фильмов эпохи немого кино.

  Как видим, деньги на поддержку музыкантов в России выделяются, причем даже в более крупных объемах, чем в Канаде и Швеции (так, конечно, и должно быть, учитывая разницу в народонаселении). Другое дело, что выделяются эти деньги исключительно академическим музыкантам. Впрочем, основные суммы идут на поддержку классической музыки практически во всех странах. Но "у них" все-таки определенная часть грантов "перепадает" рок-музыкантам (хотя когда это случается, всегда разгораются споры о том, кто же на самом деле заслуживает поддержки).

С другой стороны, нашим музыкантам в определенной мере даже легче, чем, скажем, американским, которые не только не получают правительственной поддержки, но и вынуждены думать о таком животрепещущем для американцев вопросе, как медицинская страховка. По данным опроса (в котором приняли участие 2 700 человек), проведенного в 2002 году на сайте организации Future of Music Coalition, 44% американских музыкантов не имели страховки на момент опроса, а это значит, что в случае болезни им бы пришлось выложить целое состояние за лечение - либо не лечиться. Так, например, недавно скончавшийся в возрасте 59 лет от сердечного приступа Алекс Чилтон из великой группы 70-х годов BIG STAR, по заявлению его жены, не имел страховки и отчасти именно поэтому не пытался пойти к врачу, начав испытывать одышку и озноб за неделю до приступа. По мнению наблюдателей из Future of Music Coalition, после реформы Обамы для музыкантов ситуация улучшится ненамного.

Ну и конечно, русским музыкантам живется в любом случае лучше, чем, например, иранским, для которых музыка - это, фактически, вопрос жизни и смерти. По крайней мере, в России музыканты все еще могут свободно заниматься своим творчеством, не боясь притеснений (вспомнить хотя бы недавнее нашумевшее социальное высказывание NOIZE MC). Возможно, и деньги им со временем тоже начнут выделять.

Фото: Страница The Knife на MySpace, сайт Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Александр Алексеев
Комментарии
Отправить
Музыкант написал саундтрек к фильму о великом поэте
14.10.2015, 11:33 0
Главная группа Сергея Шнурова вернулась после недолгого творческого простоя (или камерного затишья) в трио РУБЛЬ. Песня "Химкинский Лес" ЛЕНИНГРАДА, лирический герой которой – подпевала противников режима, и этим добывает свой профит, вызвала множество во
21.05.2015, 16:53 1
В петербургском киноконцертном зале "Космонавт" прошла церемония вручения независимой музыкальной премии "Степной волк", организованной Артемием Троицким. Журналист FUZZA Владимир Смирнов делится своими впечатлениями и фотографиями с мероприятия.
27.06.2013, 18:21 0