Как и следовало ожидать, великий клавишник находится в отличной форме и продолжает делать удивительную музыку. И правда, «Сарабанда», поздние работы Лорда и пять композиций DEEP PURPLE, не нуждающихся в особом представлении, – разве такой концерт вообще может быть неудачным?! Как бы то ни было, далеко не всё получилось по-настоящему хорошо: Бальзамо и Ласка справились не со всеми партиями, а в сет-лист затесались проходные номера.
Концерт состоял из двух отделений, разделённых двадцатиминутным антрактом. Первая половина была полностью инструментальной. Исполнялась “Sarabande” (1976) – альбом, некогда записанный Лордом с рок-группой и оркестром «Philarmonia Hungarica», состоявшим, что любопытно, из венгерских музыкантов, бежавших из своей страны в Германию после восстания 1956 года. Новое концертное выступление совершенно по-другому представило хорошо известное произведение: в нём появилась новая энергетика, а к изначальной танцевальной грации добавились напористость и даже некоторая жёсткость исполнения. В первом отделении CRY FREE находилась на втором плане. Если не считать знаменитой гитарной партии, в основном, доминировала ритм-секция. Особенно активен был барабанщик, исполнивший длинное соло, а Лорд, рассказавший в общих чертах о программе концерта в самом начале, активно перемещался между фортепиано и органом с красноречивой надписью «Time Machine». Монументальная сюита отлично вписалась в общую концепцию выступления.
Во втором отделении Джон Лорд рассказывал зрителям почти о каждой композиции. Прервавшее тишину симфоническое вступление было продолжено барабанным интро, и началась “Pictures Of Home”, рифф которой был блестяще исполнен оркестром. Вокал Стива Бальзамо более-менее вписался в композицию, но сразу же удивил своей невыразительностью, застенчивостью и даже лёгкой слащавостью. После порывистого “Telemann Experiment” на сцену вышла Кася Ласка и исполнила “The Sun Will Shine Again” (композицию с этого же альбома). Ближе к концу отделения она спела “Wait A While”. С одной стороны, эти вещи были мастерски вписаны в программу концерта, усиливая «песенную» составляющую, с другой – они явно были не самой лучшей его частью: слезливый женский вокал, тяготеющий к эстраде, буквально следовал оригиналам, которые, по правде говоря, можно считать самыми слабыми и сомнительными вещами в творчестве Лорда. Посередине основной части отделения расположилась “Lazy”, в которой пел вокалист венгерской группы – Аттила Шольц, явно превосходивший Бальзамо и с точки зрения голоса, и с точки зрения манеры держаться на сцене: мощная энергетика, высокие ноты в духе Гиллана – в то же время, без буквального подражательства. “Lazy”, как и “Perfect Strangers”, чуть позднее, была обрамлена оркестровыми партиями и, при сохранении достаточной верности оригиналу, в новой симфонизированной аранжировке в буквальном смысле слова пробирала до костей. Но и Стив Бальзамо оказался непрост. Одну из любимых песен Лорда – “Pictured Within” – он исполнил очень достойно, и она стала одним из самых проникновенных, философичных моментов концерта.
Постарался он и в “Perfect Strangers”, после которой Джон Лорд и остальные музыканты стали прощаться, но вернулись для запланированных (и неизменных, как и весь сет-лист во время российского тура) бисов. Первый из них – “Soldier Of Fortune” – напоминал не концерт Лорда, а, скорее, «вечеринку» по мотивам DEEP PURPLE – настолько слабым и неубедительным был вокал Стива, которому подпевала Кася Ласка. Несмотря на мощный инструментальный фон, их исполнение, лишённое твёрдости, отстранённости и возвышенности ковердейловской версии, превратило композицию в жалкое подобие своего оригинала. После этого Лорд снова стал прощаться, но потом заявил, что остаётся время для одной песни, которую он «написал прошлой ночью» (да, ещё одно путешествие во времени – или его преодоление?). Сквозь овации, крики и шум было довольно сложно вслушаться в первые ноты “Child In Time”. Лордовское вступление, в сочетании с оркестром, звучало магически; инструментальные партии легко отодвинули на второй план невыразительный, хотя и достаточно приличный вокал Бальзамо, с его нелепыми попытками брать высокие ноты. Впрочем, с изрядной помощью Ласки, ему это всё-таки удалось. “Child In Time” была исполнена полностью. Гитарист выдал отличное соло, не претендовавшее на сходство с Блэкмором, а финальный отрезок был заменён оркестровым «outro».
Включив в сет-лист не самые лучшие песни, Джон Лорд сумел их гармонично соединить с «Сарабандой», хитами DEEP PURPLE, “Telemann Experiment” и “Pictured Within”. Выбрав довольно среднего певца (несмотря на присутствие Шольца), Лорд использовал голос Бальзамо «по полной». На концерте не прозвучало ни одной композиции с последнего альбома “To Notice Such Things”, обозначенного на афише, но, несмотря на достаточно «форматную» программу, Лорд исполнил старые и относительно новые произведения с такой мощью и импровизационной энергией, что любые обвинения в «консервативности» здесь просто неуместны. Таким образом, несмотря на отдельные недочёты, концерт оказался экспериментальным по духу и оставил самые позитивные впечатления.
Организатор: «Spika Concert Agency»
Фото: Марина Токарева
Алан Жуковский