Кристиан Феннеш. Можно даже неба коснуться рукой

23 мая 2013 года, 13:06 0
В творчестве австрийца Кристиана Феннеша, известного в узких кругах гуру музыки... что в форумах и торрентах, в свою очередь, обычно идёт в разделе под крайне неконкретным названием "Электроника", переплетены и глитч, и эмбиент, и дрим-поп, и что-то ещё, не поддающееся описанию.

 "Майспейс" самого артиста говорит о том, что тот играет экспериментальный поп. Пресс-релиз концерта сравнивает Кристиана Феннеша с Брайаном Ино и Жаном-Мишелем Жарром. С концертной мегаломанией последнего, конечно, выступление в клубе "Дом" (для многих - долгожданное) ну никак не вяжется хотя бы по масштабам, но с первым общие черты явно прослеживаются.

В юности ко мне на какой-то из самопальных mp3-болванок, обмен которых служил для многих в начале нулевых основным средством ознакомления с новой (и редкой) музыкой, попал теперь уже классический релиз FENNESZпод названием "Бесконечное Лето" ("Endless Summer"). Не то, чтобы я очень тогда увлекся его творчеством, но альбом мне запомнился. "Майспейс" артиста прав - по сути это действительно поп-музыка, только с разрушенной и выстроенной заново, как конструктор, формой. Правда, собрали её совсем иначе, чем было изначально.

...В небольшом помещении "Дома" аккуратно расставлены стулья и приглушен свет. На столе небольшой сцены - макбук, айпэд (в роли лэптопа), пульт, за столом на стойке - электрогитара. После максимально корректной задержки в полчаса, к компьютеру выходит сосредоточенного вида мужчина и с не менее сосредоточенным выражением лица начинает из чуда техники чем-то управлять. Из колонок начинает доносится шум переплетения звучаний виртуальных синтезаторов, а сам Кристиан берется за гитару и играет всего три аккорда. Он их периодически, не в ритм, повторяет, звучит инструмент очень шумно, шугейзово, а тем временем синтезаторный гул нарастает и живёт практически своей жизнью. И так практически с каждой из композиций. Какая-то фигня, может показаться вам из описания. Но на выходе получается нечто воодушевляюще красивое и хрупкое, скажу в ответ.

Бесформенные звуковые эксперименты Феннеша в записи звучат интересно, иногда хорошо, крайне атмосферно, но живьём весь интерес и масштаб обретает какую-то особую силу. Вещь в себе - исключительно личные переживания, представления и ощущения у каждого в притаившемся зале. Поэтому, кажется, все боялись шевелиться, а фотографов просили не снимать не потому что нельзя, а потому что никому не хотелось на что-либо отвлекаться. Песни переходили в песню, идентифицировать их порой не удавалось, да и не так было это важно - в конце концов, инструментальной музыке сложно подпеть. Единственное что запомнилось - вещей резких было больше, чем схожих всё с той же работой "Endless Summer" - светлых до беспечности. Основная сила живого выступления Феннеша - создание атмосферы, которую можно ощутить чуть ли не физически. Но все боялись шелохнутся. Все думали о своём, пока перед ними рождалась музыка текущих рек, идущих дождей, таких близких небес и таких географически далёких от нас пейзажей. И музыка чего-то ещё, личного у каждого. Хотя казалось бы, всего-то мужчина с макбуком, айпэдом и гитарой.

В процессе родилась идея проекции или трансляции происходящего на экране рабочего ноутбука музыканта (не только Кристиана, а вообще касаемо всех конецертов типа "человек с ноутбуком"). Всем же несведущим интересно, что же они там делают?

Фото: Алексей Сухов

Сергей Мудрик

Комментарии
Отправить
Музыкант прочел лекцию на тему "Экология культуры"
28.09.2015, 14:22 0
С появления самых первых слухов и привозе группы HOT CHIP в Петербург казалось, что все это слишком хорошо, чтобы быть правдой.
27.05.2013, 13:00 0
Sony
08.04.2013, 21:53 0