Лейблы. Не важно, кто ты, важно - с кем

18 апреля 2013 года, 18:24 0
Свежие праздничные релизы в честь 20-летия со дня создания лейбла «Warp» – отличный повод вспомнить о других значимых именах в рекорд-бизнесе за последние два десятка лет. С тех пор, как грандж вывел независимых в топы, появилось немало фирм, чьи названия стали символами интереснейшей музыки.

Любопытно, что многие, как и «Warp», начав с одних стилей (экспериментальная электроника), дошли в итоге до совершенно иных (дэнс-панк). И потому в их каталоге могут спокойно уживаться SQUAREPUSHER с MAXIMO PARK, и !!! с APHEX TWIN.

alt

BELLE & SEBASTIAN

MATADOR
Первый релиз: H.P. ZINKER «And There Was Light EP».
Крис Ломбарди начал дело своей жизни в 1989-м в Нью-Йорке. С тех пор, похоже, он не выпустил не одного плохо альбома. Тут отметилась и романтика BELLE & SEBASTIAN и CAT POWER, и хардкор FUCKED UP, и хирургическая электроника MATMOS, и пьяный пост-рок MOGWAI, и пост-панк INTERPOL. В 1993-м «Capitol Records» купила у них почти половину компании, но через шесть удалось вернуть ее обратно. Впрочем, теперь фирма входит в «Beggars Group» (в компании с «4AD», «Rough Trade Records» и «XL Recordings»). Серьезным событием стал переход в Matador SONIC YOUTH – так закончился лишь почти 20-летий роман с мэйджором «Geffen». Кстати, «Matador» не состоит в списках борцов против Интернет-пиратства RIAA – лейбл очень долго просил убрать его из списка, куда он попал по ошибке.

alt

THE PRODIGY

XL Recordings
Первый релиз: сингл 2 IN RHYTHM «We Want Funk».
Также ровесник «Warp». Изначально «XL» издавал танцевальную музыку - от техно до брейкбита, правда, руководствовался при этом правилами хардкор-групп – превыше всего DIY и lo-fi! А в итоге сделал себе имя на THE PRODIGY и BASEMENT JAXX.
Но потом начал пускать щупальца в психо-фолк и хип-хоп. Ныне это дом ушедших с «EMI» RADIOHEAD (и Тома Йорка), SIGUR RÓS, Бека, M.I.A., THE RACONTEURS, VAMPIRE WEEKEND.
Ninja tune
Первый релиз: BOGUS ORDER «Zen Brakes Vol. 1».
Основан в 1991-м проектом COLDCUT и прославился не только музыкой, похожей на творчество дуэта, но и продвижением таких стилей, как ню-джаз, драм-н-бэйс и чиллаут.
В числе друзей - DJ Food, UP, BUSTLE AND OUT, JAGA JAZZIST, DJ Vadim, DAEDELUS. У NT есть несколько саблейблов, самый крутой – «Big Dada» (занимается хип-хопом, звезда - ROOTS MANUVA).

alt

ARCTIC MONKEYS

Domino
Первый релиз: SEBADOH «Rocking the Forest EP».
Самый, наверное, известный сейчас британский лейбл, названный по песне THE CRAMPS. Ведь на нем издаются FRANZ FERDINAND и ARCTIC MONKEYS! Впрочем, вообще, у него два подразделения – и в США, и в Королевстве. Запущен он был в 1992-м Лоуренсом Беллом и Жаком Райсом. Долгое время они находились вне популярных течений, впрочем, контракты с PAVEMENT, SMOG, ROYAL TRUX вряд ли можно назвать незначимыми. Однако самые удачные находки были впереди… Также с «Domino» связана жизнь THE KILLS, THE MAGNETIC FIELDS, CLINIC, DIRTY PROJECTORS, NEUTRAL MILK HOTEL. А также героев инди 80-х, таких, как ORANGE JUICE и YOUNG MARBLE GIANTS. Здесь же находили прибежище электроники MAX TUNDRA и MOUSE ON MARS.
Ministry Of Sound
Первый релиз: компиляция «Annual» от Бой Джорджа и Пита Тонга.
MoS – это не только звукозапись, но и два клуба (в Лондоне и Египте), производство одежды и сотни вечеринок по всему миру, включая Россию. Что касается лейбла, то он появился в 1995-м и ныне располагает офисами в Австралии, Германии и США. Главная слава – благодаря компиляциями («The Annual», «Clubber's Guide» и «Anthems»). В рукаве у них – не менее 20 саблейблов.
Fonal
Первый релиз: сборник «A Fonal Records Compilation».
Идейный финский психо-фолк-лейбл. Работает с середины 90-х прямо в доме основателя, Сами Санпаккила (он же – проект ES). Там же хранятся диски, которые пакует его семья. Удивительно, но этот DIY-коммуна влияет не только на местную сцену, но и на всех, кому интересна новая музыка в мире. Многие альбомы также записаны здесь – в «SS-Palace Studio»: оборудование включает в себя восьмиканальный аналоговый микшер. Лоу-фай – по желанию. TV-RESISTORI, PAAVOHARJU, ISLAJA, KEMIALLISET YSTÄVÄT, RISTO и ELEANOORA ROSENHOLM пишут здесь свою версию поп-музыки - те же танцы, те же гитары, те же драм-машины, но словно выдуманные в дремучей чаще. Санпаккила ненавидит стандартные коробки для CD, почти все его артисты поют на финском, а СМИ называют его релизы «лесной музыкой».
Kitsuné Music
Первый релиз: Towa Tei «Funkin' for Jamaica».
Французско-японская компания, открытая в 1996 году. Частично ответственна за нью-рейв и неослабевающую ностальгию по 80-м: SIMIAN MOBILE DISCO, THE TEENAGERS, LA ROUX THE WHITEST BOY ALIVE, DIGITALISM. Также их отличает креативный подход к оформлению. К примеру, сборник «Kitsuné Love» был похож у них на витрину с овощами.
Kompakt
Первый релиз: сингл Юргена Паапе «Triumph».
Кельнский электронный лейбл существует с 1998 года благодаря Вольфгангу Войгту, Майклу Майеру и Юргену Паапе. Их сборники микрохауса и минимал техно «Total» выходят почти ежегодно (исключение стал только 2004-й). Пожалуй, это самое влиятельное немецкое предприятие, разрабатывающее возможности мерного хаус-ритма и эмбиентных текстур. При этом многие релизы выходят за рамки интересов любителей и становятся значимыми событиями музыки вообще. Среди последних релизов - THE ORB «Okie Dokie It's The Orb on Kompakt» и свежие альбомы Ги Боратто и THE FIELD.
alt

HOT CHIP

Moshi Moshi

Первый релиз: сингл SUKPATCH «Hey Jolie»
Маленький, но очень влиятельный лондонский форум таких разных музыкантов - HOT CHIP, Кейт Нэш, ARCHITECTURE IN HELSINKI, FLORENCE AND THE MACHINE и Люкке Ли. В октябре прошлого года отпраздновали десятилетие. Название – это японское «алло-алло!». Особенность MM в том, что многие их музыканты играют очень детскую по ощущениям, но тщательно разработанную музыку. Также лейбл послужил для некоторых из перечисленных артистов отличным стартом - HOT CHIP с первыми синглами и альбомом тому подтверждение. Последняя находка – THE DRUMS (серф пополам с пост-панком), предмет хайпа этой осени.
Morr Music 
Первый релиз: Бернард Флейшманн «Poploops For Breakfast»
Детище Томаса Морра вот уже десять лет издает музыку, которая хоть и обладает какими-то общими стилистическими признаками (IDM, дрим-поп, индитроника), но в первую очередь – безумно нравится ему лично. Так же, как и слушателям. Берлинский лейбл известен прежде всего проектами со смежными составами -  LALI PUNA, MS. JOHN SODA, THE NOTWIST, CONTRIVA. Другие значимые имена – пост-рокеры TARWATER и глитч-проект STYROFOAM. Свежее приобретение – исландский MÚM. Морр утверждает, что контрактами команды не обязывает, а его первая любовь – это DEPECHE MODE.
Tzadik Records
Первый релиз: Майк Паттон, Ику Мори и Джон Зорн «Hemophiliac»
Открыл его семь лет назад безумный на концертах, активный по жизни саксофонинст-авангардист Джон Зорн. Релизы полностью отражают его предпочтения: во-первых, он не коммерческий, во-вторых, на все записях Зорн выполняет роль исполнительного продюсера. И их более 400 – импровизация, джаз, нойз, рок, клезмер: MASADA, Марк Рибо, Ику Мори, MERZBOW, Майк Паттон. Записи поделены на серии: «Новая Япония», «Радикальная иудейская культура», «Музыка для кино», «Оракул» (только женщины) и «День рождения» (записи концертов в честь 50-летнего юбилея Зорна).
Hyperdub
Первый релиз: KODE9 + DADDI GEE «Sign of the Dub / Stalker»
Лондонский лейбл Стива Гудмэна (он же KODE9) начался с того, что любититель джангла, тустепа, даба и индийской музыки переделал на свой лад в 2004-м песню Принса «Sign O’ the Times». Стоявший у истоков дабстепа, Стив, конечно, не был единственным, кто вывел эту ломаную и басовитую мрачную музыку в массы. Но именно он издал дебютный диск BURIAL, который стал важнейшим событием 2006 года, отметив взлет популярности дабстепа, его окончательный выход из подвалов. Основной формат «Hyperdub», впрочем, не альбомы, а 12-дюймовки.

 

Радиф КАШАПОВ

Комментарии
Отправить