Короли звука
От таких людей как MASSIVE ATTACK всегда ждут революций и великих свершений. Чтобы вот отсюда и прямо в вечность. Пластинки “100Th Window”, хорошей, но не открывавшей никаких новых горизонтов, им, по большому счету, не простили. Найдется изрядное количество недовольных и на сей раз, ибо ничего сверхъестественного снова не свершилось. В дискографии выдающейся бристольской группы “Heligoland” займет то же место, что “In Rainbows” в каталоге RADIOHEAD.
Пластинки оксфорского квинтета и детища Роберта Дель Найя и Гранта Маршалла роднит не только то, что RADIOHEAD и MASSIVE ATTACK – важнейшие британские группы последних эдак 20-ти лет. И не только то, что они были долгожданными. Даже не то, что в оформлении “Heligoland” использован шрифт, ассоциирующийся у многих с “In Rainbows”. Оба альбома состоят из песен, обкатанных в долгом мировом турне. К моменту релиза они уже были хорошо известны слушателям. Треклисты практически не таили никаких сюрпризов. И оксфорцы и бристольцы даже, интриги ли ради или по другим причинам, изменили названия ряда песен. И обе группы в итоге выпустили хорошие, крепкие, но не великие альбомы. Не великие по собственным меркам.
В случае MASSIVE ATTACK весьма показательным получился вышедший в прошлом году макси-сингл “Splitting The Atom”. На нем просто были хорошие песни. Никакого взрыва мозга, никаких особенных потрясений. Просто хорошие песни, которые хочется слушать. Все 4 вошли в альбом. “Pray For Rain” и “Splitting The Atom” в тех же версиях, а “Psyche” и “Bulletproof Love” в других. Последняя теперь именуется “Flat Of The Blade”. В отличие от других релизов MASSIVE ATTACK, “Heligoland” – скорее не цельное полотно, а именно песенная пластинка. Можно сказать, что это сборник вещей, исполнявшихся на концертах группы в последние годы. В каком-то роде это даже заход на территорию поп-музыки.
Активная работа над альбомом шла с 2005-го года. И 3D с Daddy G показали себя отъявлеными перфекционистами, которые могут загнать в студию таких звездных артистов как Элизабет Фрейзер, Майк Паттон, Бет Ортон, Терри Калье и не включить песни с их участием в финальный вариант. Эта парочка готова заниматься одними и теми же треками годами, пока не будет достигнуто оптимальное звучание. И когда работа завершена, прекрасно слышно, что ни одна минута студийного времени не была потрачена даром. Звучание “Heligoland” – отдельная история. Тем, кто слышал более ранние версии, утекшие в сеть, нет необходимости долго объяснять. MASSIVE ATTACK - настоящие короли звука. Причем, как студийного, так и концертного. “Girl I Love You” с вокалом Хораса Энди, именовавшаяся в ходе тура “16 Seeter”, преобразилась в финальной версии до невозможности. Она и удивительный радиохит “Paradise Circus” непременно попали бы в новую версию сборника хитов “Collected”, выходи она завтра. Удачно зашел на огонек Дэймон Албарн. Впрочем, кто бы сомневался. Разве что “Atlas Air”, в девичестве “Marakesh”, один из ярчайших моментов выступлений 2008-09 годов, уступает своей концертной версии. Интересно, что и RADIOHEAD сделали финальную песню “In Rainbows”, концертный хайлайт “Videotape”, менее впечатляющей чем “живая” версия.