MASSIVE ATTACK дают уроки звука

16 апреля 2013 года, 18:45 0
Концерт года от английских миротворцев

MASSIVE ATTACK третий раз в России, причем это их первый сольный концерт. Московское выступление в 2003 году вместе с Дэйвом Гэеном, и в 2008 на петербургском фестивале «Стереолето» - не в счет. Этот концерт в рамках официального тура ждали очень многие. Некоторые поклонники группы прилетели из Иркутска и Владивостока. И вопреки всем ожиданиям и прогнозам концертный зал «Лужников» оказался заполнен почти под завязку.

В партере перед концертом царит нервное возбуждение. Ровно в то время, что заявлено на билетах, гаснет свет, и на сцене появляется Мартина Топли-Бёрд – немножко растерянная, домашняя. В шикарном красном платье. По-смешному подбирая его подол при ходьбе, она подбегает к микрофону и говорит по-русски: «Приве-е-ет!», и зал взрывается. Многие помнят Мартину по недавнему выступлению на «Пикнике Афиши», кому-то пришелся по душе ее последний альбом, ну а большинство, конечно, знают ее как некогда бессменную вокалистку Трики. И это настоящая интрига сегодняшнего вечера, где Мартина не только разогревает MASSIVE ATTACK, но и выступает с ними как приглашенная вокалистка.

altПроект Мартины – воплощение настоящего минималистичного подхода в музыке. На сцене только она и барабанщик. Для большого зала чересчур суховато, но лишь на первый взгляд. Ее выступление запоминается настоящей виртуозностью и потрясающим драйвом. Мартина играет на клавишах, на металлофоне, и под конец даже берет в руки электрогитару, так что музыка начинает звучать наподобие ранней Пи-Джей Харви или каких-нибудь THE KILLERS. А барабанщик вытворяет такие «па» на перкуссии и подручных средствах, что могли бы позавидовать сами EINSTURZENDE NEUBAUTEN.
Но, конечно, по-настоящему, концерт начинается только тогда, когда сами MASSIVE ATTACK выходят на сцену. Музыканты в привычном составе – два барабанщика, клавишник, чернокожий басист и альбинос-гитарист, которые ездят уже не в первый тур с группой. Их имен мы так и не узнаем. Они тени на фоне светодиоидного экрана. Эту часть своего шоу группа не меняла довольно давно. Бегущие надписи на экране показывают статистику, банковские сводки, заголовки газет и миротворческие лозунги. Иногда попадаются и забавные фразы вроде: «Пригожин стал продюсером Авраама Руссо», что вызывает бурные аплодисменты в зале, но, кажется, не очень к месту.

3D

Роберт «3D» Дель Найя ведет себя как заправский распорядитель и шоумен. Он весь концерт поет, возится с вертушками, приплясывает на месте, объявляя вокалистов и мило кланяется, по-восточному сложив ладони. Его щуплая невысокая фигура контрастно смотрится на фоне высоченного силуэта Гранта «Daddy G» Маршалла, который, словно зашел на этот концерт лишь для того, чтобы поздороваться и рявкнуть своим фирменным голосом в паре песен вроде «Mezzanine» и «Karmacoma».

Среди приглашенных вокалистов - всенародно любимый ветеран реггей-фронта Хорас Энди и позитивная Дебора Миллер, исполнившая «Unfinished Sympathy» с только ей свойственным драйвом. Ну и, конечно, Мартина Топли-Бёрд, которая, в отличие от Стефани Доутсон, ездившей в тур вместе с группой в прошлом году, исполняет как хиты, так и новые песни гораздо уверенней. Мартина - настоящая королева вечера, и в нее невозможно не влюбиться. Она говорит по-русски, раздает комплименты публике, а «Teardrop» исполняет настолько проникновенно, что в чем-то затмевает и оригинал.


Хорас Энди

Многие, кто впервые видел MASSIVE ATTACK живьем, а до этого лишь слушал их музыку в уютных спальнях, ожидали совсем другого - привычного для халявных европейских гастролеров скромного лайн-апа - сэмплированного бита и замороженного синтезаторного гула. Но не тут-то было -  музыканты MASSIVE ATTACK исполняют все свои сложнейшие песни с узнаваемым электронным саундом вживую. И это настоящая магия. Рокочущий бас из «Risingson» и сумасшедшая гитара в «Angel», запутанные драм-петли в «Inertia Creeps» … что толку перечислять. Это то, на чем держится саунд MASSIVE ATTACK. Он словно свернутая стальная пружина. От одномерной пульсации к многомерному звуковому полотну. Насыщенному и напряженному. Звуковые краски, которыми рисуют MASSIVE ATTACK - это краски осени. Цвета блеклые, мелодии беспросветные, а драйв как погоня в темном лесу с завязанными глазами. Раз и оборвется... и в звенящей тишине… только: "Automatic system remote control. We came to move your soul."


Мартина

Отдельно стоит отметить концертный звук MASSIVE ATTACK – неожиданно кристально чистый и настолько качественный, что в это сложно поверить. Плотный бас, высокий шелест хай-хэта и ни единого перегруза и «заводки». Звучание как на пластинке, только в несколько раз мощнее. Подобное световое и звуковое шоу теперь вполне могло бы стать неким эталоном качества. В этом отношении MASSIVE ATTACK безупречны.

altКак и на предыдущем концерте в Петербурге, сет-лист группы изобиловал новыми номерами, но существенное отличие было в том, что группа все-таки сыграла старые хиты, включая всенародно любимую «Karmacoma», а также «Future Proof» из «100th window». Новые песни годичной давности в концертной аранжировке также претерпели сильные изменения. К примеру, трек «16 Seeter» со старой любовной лирикой Хораса Энди, презентованный еще в прошлом году, был почти не узнаваем. То же можно сказать и о «Red Light» и «Marakesh». Видно, что группа раз за разом обкатывает новый материал. Идет работа над нюансами, и в окончательном виде песни застынут лишь на выстраданных новых альбомах, либо, как это не раз бывало, не войдут никуда вообще. Из новых вещей, конечно, максимально тепло был встречен недавний сингл «Splitting The Atom».

Многие уже сейчас, чуть опрометчиво, называют прошедшее шоу в «Лужниках» концертом года. Год еще не закончился, мы не будем торопиться с выводами. Но увидеть и услышать вживую старые добрые «Inertia Creeps», «Angel» и «Karmacoma» - это ли не предел мечтаний? И это ли не шоу года?

Александр СТАРОСТИН

Сет-лист:
Bulletproof Love
Heartcliff Star
Babel
16 Seeter
Risingson
Red Light
Future Proof
Teardrop
Psyche
Mezzanine
Angel
Safe From Harm
Inertia Creeps
Splitting The Atom
Unfinished Sympathy
Marakesh
Karmacoma

Фото: //colta.ru/

Теги: massive attack
Комментарии
Отправить
Первый раз один из отцов стиля «трип-хоп» приезжал в Москву в декабре 2000 года, в рамках тура в поддержку своего эпохального альбома “Blowback”.
22.05.2013, 14:03 0
Изобретатели трип-хопа, одна из самых влиятельных групп 90-х, показали в Петербурге свое впечатляющее свето-звуковое шоу. Причем, именно «шоу», потому что присутствие некоторых музыкантов на сцене оказалось чисто номинальным. А от ощущения дежа-вю было тр
21.05.2013, 16:53 0
Тот факт, что Massive Attack уже в четвертый раз посещают Россию, при этом на сей раз не обделяя вниманием ни первопрестольную, ни Петербург, навряд ли должен был вводить кого-то в заблуждение насчет возможной будничности их концерта.
21.05.2013, 14:25 0