Некоторые туры обсуждают из-за визуальных эффектов и оригинальных конфигураций сцен, некоторые туры ждут из-за последнего очень удачного альбома некоторых групп, а концерты MUSE – это как климатическое явление планетарного масштаба. Ну, вот есть оно и все тут. И какой бы силы оно не было, оно все равно стихийно.
Т. е. какой бы они альбом не выпустили, какую бы сцену им самые продвинутые дизайнеры не спроектировали, напор их живых выступлений – нечто совершенно уникальное. Оно периодически приходит в ваш регион, или вы с ним сталкиваетесь в другом. Но в любом случае, сопротивляться вы этому а) не можете б) понимаете тщетность подобного необдуманного поведения в) хотите постичь его природу.
О природе явления
Количество полученных наград "Best Live Band" послужило в прошлом году на очередном вручении премии NME поводом для шуток о том, чтобы переименовать наконец номинацию, назвав именем группы, и не мучиться больше. Все эти награды с каждым годом кажутся все более оправданными. С технической стороны вопроса, MUSE в кои веков сделали настоящее шоу. Раньше, за редкими исключениями, они обходились более-менее навороченным задником на сцене, им просто не надо было большего для создания нужного эффекта. Сейчас, то ли от избытка средств, то ли от наличия времени на подготовку тура, круглая сцена MUSE с двумя "крыльями" – это три башни, верхние части которых закреплены на впечатляющей осветительной конструкции, а нижние имеют возможность опускаться в сцену и вращаться. К тому же и те и другие при этом четырехгранные экраны, на которых Том Кирк вершит свое страшное визуальное правосудие над обыденностью восприятия. Плюс лазеры, естественно. Очень круто, но после того как на Уэмбли два года назад гитары вывозили на сцену мини-роботы, вряд ли чем избалованную DVD HAARP аудиторию MUSE сильно удивишь. Новую империю передовых технологий группы они уже два года воспринимают как должное. Их преданность и неуемное рвение при покупке билетов на следующие шоу скорее основываются на том, что такой звук одной аппаратурой не получишь, такой адреналин одним ритмом не сделаешь. Группа MUSE – это не три музыканта, давно играющих в одной команде, а несколько иная форма жизни хоть и состоящая из трех человек, но абсолютно неделимая на сцене. Завораживает как вступление, которое звучит, когда группа уже на сцене, но их еще не видно. Они в башнях, задрапированных серой тканью с рисунком, имитирующие мир описанный Оруэллом. MUSE привыкли все приводить к одному стилю, даже если это все разнообразно настолько, что и не должно теоретически этому способствовать. Как им это удается не совсем ясно. Все песни и новые и старые в этом туре звучат в соответствии с планом Б, т. е. Беллами, а план Беллами сейчас основывается на книге "Большая Шахматная Доска", сводках политических новостей, и его личной вере во что-то светлое. В отличие от прошлого тура "Black Holes And Revelations" в туре "Resistance" открывающая песня всегда одна и та же, падают драпировки, и зал сметает "Uprising". Это тот момент, когда начинается фестиваль адреналина, который не заканчивается до конца шоу. В частности, в Хельсинки в сет-листе еще стояла лиричная "Unintended", сейчас об этом даже не вспоминают, подобная ей "Guiding Light", даже "утяжеленная" в концертной версии стараниями Ховарда, появляется в программе через раз, а то и через пять. Зато наконец-то закрепившаяся в сете "MK Ultra", новый блокбастер "Unnatural Selection" (который даже сдвинул, казалось бы, незыблемый "New Born" в начало сета) и никогда не подводившие публику "Stockholm Syndrome" и "Plug-In Baby", - основа адреналинового коктейля от MUSE в этом сезоне. Легкости разве что может добавить "фортепианная часть": "United States of Eurasia" и новая версия песни "Cave" с альбома Showbiz 1999-го года. К многочисленным разочарованием поклонников, выбравших только один концерт тура, "Cave" чередуют с "Feeling Good". Возражение, что "Exogenesis Symphony: Part I" тоже можно отнести к "остужающим партер", несостоятельно. Это в принципе отдельный, выбивающийся даже из их сверхреальности номер. Действуют как фотовспышка, когда жизнь на какой-то миг останавливается. Cтоит отметить, что после выступления на V Festival в прошлом году, MUSE довели до совершенства "Knights of Cydonia", закрепив за ней окончательно фантастическое начало от Криса "Man with the Harmonica".
Сопутствующие катаклизмы
Весь стадион на бэк-вокале - стандартная практика для групп такого уровня, да и что там, любого концерта. Однако в случае с MUSE прослеживается заметная тенденция увеличения количества фраз "отдаваемых" музыкантами в зал полностью. И если концерты в Англии дали публики полное право исполнять вместо Беллами второй припев "Plug-In Baby", в добавок к классике жанра "Time Is Running Out", то во Франции публика уже с энтузиазмом вместо него тянула строчки из "Starlight". Это не считая оговоренных визуальными эффектами и подсказанных студийными вариантами "хей–хей" и прочих армейских кричалок. Причем инициатива идет с обеих сторон. Ранее фанатами пропевалось гитарное вступление "Knigts of Cydonia", сейчас в репертуар зала помимо соло из "Plug-In Baby" и всех прочих гитарных соло, добавилось даже вступление песни "Resistance" и вообще все, что в пределах возможностей голосовых связок присутствующих на концерте.
О побочных эффектах явления
В последнее время концерты MUSE, кажется, начинают вызывать у некоторых людей тот же нездоровый эффект, что и гонки автомобилей в классе "Формула – 1". Будем честными, слегка устав от высоких скоростей и космических технологий, тысячи людей ждут аварий на трассах. Попробуем быть честными еще раз: поклонники группы MUSE элементарно зажрались. С тура "Origin Of Symmetry" они получают только чистейший, тщательно выдавленный из шикарных, сделанных на заказ "мэнсонов" адреналин. Беллами так редко не попадает в ноты, что ждать провала в плане вокала просто смешно, зато если вдруг пропущена строчка, декорации за оборудовании зацепятся, или у Доминика часть установки во время концерта меняют – это повод для разговоров на недели. Около месяца шла волна недовольства туром "Resistance" на официальном форуме и других крупнейших по сети. Причина: отсутствие одной из песен с альбома “The Resistance” в плей-листе. Наверное, после этого вопрос об объективности фанатов MUSE в негативных оценках этого тура можно снимать. Главное чтобы они не доигрались. Когда-то команда "Renault" ушла из гонок с прощальными словами общего смысла "мы были так хороши, что в какой-то момент наши победы перестали замечать, зато каждой нашей ошибке уделялось слишком пристальное внимание".
И наконец: после того, как в ноябре стадионные концерты первых дат на Уэмбли и Стад Де Франс намеченные на лето и осень 2010 года получили статус SOLD OUT за считанные часы, а билеты в партер разошлись за смешное количество уже минут, можно предположить, что благодаря группе MUSE фраза "нет предела совершенству" помимо качественного значения, скоро начнет приобретать еще и количественное.
Б. С.
Фото: //wikimedia.org/