Лебединая сталь
Четвертым альбомом "Black Holes And Revelations" MUSE добились статуса одной из главных рок-групп в мире: в США они впервые вошли в десятку, а в родной Великобритании вдобавок к дважды платиновому тиражу получили пятерку от скупого на них журнала "Q". В ситуации, когда группе уже не надо ничего и никому доказывать, стоит ждать разговора с позиции силы и исполнения заветных желаний. Именно это и последовало на "The Resistance".
Раньше группа разрывалась между взаимоисключающими амбициями: лидерскими и академическими. Мэттью Бэллами явно нравится роль вождя, и строчки вроде "мы с тобой должны бороться за наши права" вполне ей соответствовали. Вот только для того, чтобы вести людей за собой, эти слова надо облечь в форму чеканного марша, а MUSE тянуло в сторону классики и продолжительных арт-роковых вещей с многочисленными изменениями и парящим вокалом (в частности, в сторону группы QUEEN). Скажем прямо, это не самая подходящая музыка для того, чтобы идти строем и подпевать хором.
На "The Resistance" группа просто и эффективно разобралась с этой дилеммой: разнесла свои устремления по разным частям записи. Уже на второй секунде альбом наваливается на слушателя жестким битом "Uprising", который прямолинеен, как рельсы - сама же песня оставляет впечатление бронепоезда, проезжающего прямо над тобой. Если вслушаться в текст, то в нем немедленно обнаружатся благоглупости и неумеренный пафос ("правду скрывают", "им нас не принудить", "встань и отбери власть"), но в моменты, когда чувствуешь подобную мощь, подвергать ее какому-либо сомнению не хочется. Следующие за "Uprising" песни не так тяжеловесны, но точно так же призывают к Сопротивлению, не терпят возражений и стремятся подчинить себе. Тексты и в них излишне прямолинейны - Бэллами аргументирует это желанием говорить с людьми на понятном им языке, но тут хватило бы и универсального языка музыки. Спасибо хотя бы на том, что он умерил аппетит и уже не просит "Apocalypse, Please", а готов довольствоваться революцией в мировом масштабе. В качестве продолжения той войны, которая, по его мнению, ведется уже не первый год, и о начале которой никто не взял на себя труд объявить.
Оказавшись на вершине мира, группа получила возможность ничего не стыдиться, чем тут же охотно воспользовалась. Если раньше заимствования музыканты старались маскировать, то "United States Of Eurasia" выглядит заявлением "теперь нам можно все": сходство с QUEEN оказалось настолько разительным, что некоторые слушатели попросту приписывают песню Фредди Меркьюри. Это в некоторой степени эффектно, и группа теперь выглядит не воришкой, шарящим по карманам, а королем гангстеров, присваивающим все, что вздумается (а внимание ее привлекло многое, от DEPECHE MODE до оперы Сен-Санса "Самсон и Далила"). Наконец, в конце альбома исполняется еще одно давнее желание Бэллами - 13-минутная трехчастная симфония для рок-группы с оркестром, где поддерживаемый струнными вокал возносится к небесам. Вряд ли MUSE пробьются с ней на классические радиостанции, но нет и ощущения, что они взялись за то, до чего не доросли.
При этом, насколько бы ни был стилистически разнообразен альбом, над заигрываниями с синтипопом и экспериментами с психикой слушателей распылено то, что присуще именно этим музыкантам. Звуча в разных треках совершенно по-разному, "The Resistance" при этом в любой момент звучит как группа MUSE. И, сколько бы ни было в текстах паранойи по поводу всемирных заговоров, главной строчкой стала "Любовь - наше сопротивление". Кажется, MUSE наконец-то обрели внутреннюю гармонию - пусть она и заключена в противостоянии другим - и записали альбом о любви.