Massive Attack не первый раз в России. Если сравнивать с прошлогодним московским концертом, то выступление в Петербурге ничем от него особенно не отличалось. Все фирменные приемыMassive Attack были воспроизведены со скрупулезной точностью – тут и огромный, светодиоидный экран за спинами музыкантов, и световое шоу, и абсолютно технологичный, высококачественный саунд. Все, что нужно для хорошего концерта. Проблема, только одна, те, кто видят Massive Attack во второй раз – вряд ли смогут отличить один концерт группы от другого. Лишь небольшие нюансы в составлении сет-листа и, может быть, пара телодвижений слишком живого гитариста.
Massive Attack начиная с первого своего появления в Москве в 2003 году, почти за семь лет гастролей, не внесли в визуальную часть своего шоу ничего кардинально нового. Ни экран, ни свет, ни порядок представления и выхода артистов на сцену – почти ни разу не менялись. Роберт «3D» Дель Найя все так же танцует. Daddy G – выходит в двух-трех песнях, чтобы рявкнуть в микрофон своим фирменным басом, Хорас Энди все так же по-буддийски отстранен, а на экране те же символы и газетные заголовки на доступном аудитории языке.
Ну а почему бы нет? Если однажды сработанная формула оказалась успешной, зачем что-то менять?Massive Attack всегда исполняли не персонифицированную музыку. Их ядром был саунд. Они остались, как и были, еще с начала 90-х, передвижной «саунд-системой». Сессионные музыканты, которые вытягивают на себе все их живое шоу - лишь силуэты на фоне экрана, безликие персонажи, исполняющие чужой материал. Об этом какие-нибудь Kraftwerk не могли даже мечтать. Группа без группы. Звезды мировой величины без центральной фигуры. Даже условный лидер MА - Роберт «3D» Дель Найя и тот - все больше пританцовывает в полумраке, а на большинстве номеров отсиживается в гримерке.
Приходит на ум, что недостаточная посещаемость московского концерта – определенный показатель, отражающий опасную тенденцию. Предсказуемость только вредит самой группе и навивает скуку на зрителей. В Петербурге спасло ситуацию то, что это первый сольный концерт группы. Судя по реакции публики – многие видели Massive Attack впервые, и тут им можно только позавидовать. Ведь чего-чего, а пускать пыль в глаза бристольцы умеют как никто иной.
Шоу построено таким образом, что за световыми эффектами не то, что не разглядеть музыкантов и вокалистов на сцене, но иногда не понять, кто в данный момент играет, и играет ли. Никаких экранов ни в Москве, ни в Петербурге не было. И, судя по всему, это принципиальная позиция группы, а не просчет организаторов. Massive Attack никогда не позволят смотреть на них под увеличительным стеклом, а это значит, что за красивым фасадом им есть, что прятать. Может, карлика за сценой?
И это при том, что Massive Attack сложно упрекнуть в отсутствии нового материала, напротив, они с удивительной для себя быстротой обкатывают и показывают на концертах новые песни. Даже грозятся выпустить новый альбом. Но их подход остается прежним - исполнительская точность и выверенность, граничащие с механистичностью. Даже, вроде бы, импровизированная шуткаРоберта Дель Ная на русском, с попыткой прочесть скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», и та повторялась дважды в Москве и в Петербурге. И эта попытка оживить холодное шоу тоже была срежиссирована и продумана заранее.
Подобный комментарий может выглядеть как неуместная придирка, ведь, в конце концов, группа подарила нам великолепное шоу и показала в очередной раз пример качественного саунда, каким могут похвастаться не все артисты первой величины. Все это так, но… Слишком много «но».
Поэтому, лично для меня самым сильным впечатлением был разогрев Мартины Топли-Бёрд. В Петербурге она выступала без барабанщика. Совсем одна девочка в красном платье с кудряшками. Перебегающая между компьютером, ксилофоном, гитарой и клавишами. На бегу подбирающая подол платья. Живая Мартина с этим ее по-русски сказанным: «Здрасте, я ваша тетя!». С ее не сразу запустившимся гитарным сэмплером. Живая – вот ключевое слово. Вот, что ее выгодно отличало от всего дальнейшего громкого, продуманного и пафосного шоу бристольцев. За Мартиной было интересно наблюдать. Смотреть, как без особого звука и света, одна девушка на огромной, задрапированной черным сцене – держит в напряжении весь зал. И, пожалуй, Мартина - это было лучшее, что привезли с собой Massive Attack в Петербург.
Организаторы: "NCA" и "Светлая Музыка"
Фото: Кирилл Беляев
Александр Старостин