В 2002 году в мае там проводился какой-то странный фестиваль мастерства каскадёров. Об участии тогда ещё молодой, но безусловно перспективной британской группы на афишах было указано мелким шрифтом, и указано время проведения фестиваля — с 14:00 по, кажется, 20:00. Уж не знаю, что там натворили организаторы и/или группа, но спорной любопытности церемония окончилась по графику, а вот обещанного коллектива всё не было. Группу разогревал компакт-диск, народу было человек пятьсот. В районе десяти группа с какой-то неловкостью вышла на сцену и заиграла так, что я до сих пор помню, пожалуй, каждый момент того небольшого отрывка концерта (по ряду причин, предстояло мне увидеть всего шесть песен).
За восемь месяцев до этого MUSE были хэдлайнерами громкой церемонии открытия русской версии издания NME, где разделяли сцену с группой, например, НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ. Увы, о существовании коллектива я, будучи 13-летним школьником, узнал только зимой 2001-2002 года. В программе "Пепси-чарт" на НТВ (была и такая) красноволосый юноша совершенно пронзительно голосил, а у гремящей перегруженной гитарой песни был удивительно прилипчивый мотив. Название группы я запомнил, а на следующей неделе в музыкальной палатке на рынке в городе Жуковский мною был куплен альбом "Origin Of Symmetry". Который мне предстояло прослушать далеко не единожды, и не дважды.
В 2007 году MUSE уже пару лет как были главными хэдлайнерами европейских фестивалей. В Москву их привезли снова в бетонную коробку того здания "Лужников", что сейчас носит название снесенного Лужковым ГЦКЗ "Россия". Билеты в танцпартер стоили баснословные деньги (3900 рублей, и это четыре года назад!), но внутрь удалось попасть за деньги куда меньшие. Я долго сомневался, идти или нет, но всё-таки решился, памятуя о том, насколько MUSE была мне группой дорогой и важной в юности. И, как оказалось, не зря. Превратившись в команду уровня стадионного (на концерте в Крылатском ни о каких визуальных эффектах речи не было вообще, вышли трое человек и начали "рубить"), они несли со сцены такую мощь, которую с прежней не сравнить, и я тоже помню многое из там происходившего до сих пор.
В 2011 году билеты на концерт MUSE в куда более вместительном "Олимпийском" разлетелись среди поклонников в рекордные в наших краях для такого зала несколько дней. Конечно, странно, что популярность группы за это время именно в наших краях приняла такие вот обороты, ведь группа образца 2011 и 2007 года разительно не отличается. То ли песня к "Сумеркам", то ли что ещё (как-то не верится, что дело исключительно в альбоме "Resistance", вышедшим уже когда все уже перешли на MP3). Но факт остаётся фактом — трибуны были заполнены полностью, без свободных мест. Да и танцпартер был сделан расширенным — если обычно на концертах в "Олимпийском" площадка занимает ровно половину арены, то в этот раз сцена стояла глубже. А в танцпартере, до впуска публики, вполне можно было поиграть в футбол.
На разогреве выступали ньюйоркцы WE ARE SCIENTISTS. Несмотря на то, что последний раз я их дебютник слушал года четыре назад (да и думал, что они распались давно, если честно), я даже помнил некоторые песни. Группа играла бойко, но порой не особо себя утруждая аккуратностью в исполнении партий. Что, впрочем, таким вот инди-рок коллективам обычно свойственно. Публика восприняла их неожиданно позитивно, даже без выкриков "Долой!", "МЬЮЮЮЮЗ!" и прочего любовно предназначенного вежливыми зрителями начинающим вечер коллективам, и щедро одаривала аплодисментами. Музыканты активно общались между собой, подшучивая, и каждую вторую песню посвящали Москве. Никаких экранов и прочих визуальных штучек задействовано во время их выступления, к слову, не было.
Но прошло ещё полчаса, и на сцену вышли герои вечера. Героев вечера очень ждали, то и дело одаривая аплодисментами и возгласами работающих на сцене техников. И с первыми аккордами неторопливой первой части трека "Exogenesis" «Олимпийский» заревел настолько оглушающе, что я невольно попытался заткнуть уши руками.
Визуальная часть шоу MUSE образца тура "Resistance" от шоу тура предыдущего по исполнению отличается качественно, но не по сути. Даже некоторые видеоролики повторялись. Однако сами экраны были сделаны, конечно, интереснее — на сцене расположилось двенадцать огромных шестиугольников, обрамление которых было тоже сделано из световых ламп. Плюс, во время концерта то и дело подключались иные спецэффекты, например, лазерные установки, которые в поле визуального действия превращали весь концертный зал. Ну и, как в прошлом году, на боковых экранах транслировалась съемка концерта, которая "на лету" подвергалась различным спецэффектам, обычно соответствующим основному видеоряду.
К моему вящему сожалению, текущая программа группы никаким особым изменениям в этом году, в отличие от концерта предыдущего, не подвергалась. Из песен первого альбома — лишь би-сайд "Nishe". Вместо возможной "New Born" — нечастая "Megalomania" (мой самый нелюбимый трек на "Origin Of Symmetry", к слову), ну и так далее. В плане сет-листа концерт предыдущему явно проигрывал, однако, дело не только в репрезентативности конкретной выборки песен и (или) конкретной любовью к каждой из них.
Группа MUSE, выступавшая в Крылатском ещё могла поиграть у себя на родине в клубах, но альбомы "Absolution" и "Black Holes & Revelations" резко изменили и их статус, и уровень их визуального шоу, и сопутствующий шум вокруг их музыки. Школьников на концерте тоже, кстати, хватало, но основная масса публики явно могла знать группу и раньше, но просто вовремя (на момент октября 2007 года) не разглядела в группе потенциала, чтобы забить собой "Лужу". Но к 2011 году всё-таки дозрела, и заполнила расширенную версию крупнейшей крытой площадки страны. А группа MUSE на тот момент уже была большой и одной из главнейших в рок-музыке. Ну, то есть, принципиально ничего в их концерте не изменилось.
Конечно, были уникальные моменты — например "Undisclosed Desires" с совершенно неописуемым упомянутым выше лазерным шоу (и появившейся в этот момент какой-то совершенно феерической гитары у Бэллами: в корпус был врезан двухоктавный синтезатор, она была без струн, но при этом имела рабочий (!!!) гриф — что за умельцы, интересно, творят ему инструменты), или хоровое исполнение "Starlight", или плакат "Muse in our hearts" с трибун, или звучавшая даже громче и мощнее, чем в прошлый раз "Knights Of Cydonia" с не менее фееричным финальным дымовым залпом. Но первый раз на то и первый, что случается лишь однажды. Концерт был, конечно, велик, но для групп подобного уровня устраивать такие вот катарсисы — это в порядке вещей. А вот каждый раз переживать, как впервые, уже не получается. Да и песни с "Origin Of Symmetry" моему сердцу как-то ближе, чем вещи с "Resistance".
В общем, действительно было эпично, грандиозно, масштабно. Но для меня это уже не было откровением. А вот для многих из пришедших — было, чему доказательством постоянно звучавший массовый радостный гул выходившей из спорткомплекса толпы (тоже, если честно, вижу такое впервые). И много-много совершенно счастливых лиц.
Сергей Мудрик
Фото: cobakapavlova.livajournal.com