Несмотря на заявленный золотой состав, харизматичный хулиган и скандалист Сергей Кагадеев продолжает игнорировать громкую дату. В остальном состав был действительно высшей пробы: помимо приглашенной оперной звезды Александра Ливера и костяка группы — Ивана Туриста, Андрея Кагадеева, Николая Гусева — на сцену Космонавта вышли художник Николай Копейкин, гитарист Виталий Лапин, бэк-вокалистка Варвара Зверькова, а также ударник Вадим Латышев.Стартовал концерт обещанной премьерой оратории «Я — Эдуард!», являющейся частью музыкального сборника "ЛИМОNOFF" (как утверждают авторы, неполитизированного). Выступление получилось торжественное и нецензурное: одетые в строгие костюмы музыканты спели и прочитали обильно сдобренные матерщиной отрывки из произведений опального писателя. Экран за их спинами в это время демонстрировал Эдуарда Лимонова, омоновцев, митинги, дворцы, храмы и другие приметы времени. Разумеется, аполитичный НОМ и в этом случае довел исходный материал до полного абсурда, сохраняя серьезность на лицах.
Первая часть концерта проходила в камерной обстановке. Сразу после оратории сцену в почти единоличное пользование захватил Ливер. При поддержки отдельных музыкантов и аккордеона он исполнил ряд произведений, среди которых отдельно отметим песни «Турист» со старейшего и прекраснейшего альбома «К чертям собачьим», «Червивый гений» и «Жирные пальцы». Ливер-Тихонов метался по сцене, грохотал басом, демонически хохотал, и вообще выглядел весьма по-мефистофелевски. Закончилась эта часть концерта исполнением «Пасеки» — торжествующий пасечник Щукрай хорошенько встряхнул публику, которая к этому времени притомилась от оперных экзерсисов.
Во второй части все музыканты вернулись на сцену, сменив классические костюмы на наряды с березками и хохломскими узорами. Одежда была придумана специально для юбилейного года рисователем слонов, маргиналов и злых снеговиков художником Копейкиным. Прекрасная Варвара, единственная, кто оправдывал своим присутствием название почтенного коллектива, в белом платье походила на русскую березку.
Концерты и все творчество НОМ — это как толстый слоеный торт, который кидают в рожу. По жирному куску как обычно достается всем: россиянам и евреям, автомеханикам и алкашам, калекам ума и совести, а также людям нетрадиционной ориентации. Песня про последних, 7%, в этот раз была представлена как белый танец. Как обычно, она вызвала оживление зрителей, и понятно почему: помимо громко звучащего обидного слова, публика в очередной раз насладилась зрелищем обнимающихся, поглаживающих друг друга и неистово сношающихся между микрофонных стоек Туриста и Копейкина. Выступление дополнили роскошные золотые костюмы «артистов», а также характерное упражнение с микрофонной стойкой в исполнении Ливера — уважительная шпилька в сторону солиста Queen. Вместо традиционого дисклеймера «на сцене были артисты и пидарасами они были не по-настоящему» из уст дяди Димы прозвучало как никогда актуальное сегодня «будем толерантными».
Во второй части концерта рок-циркачи сыграли песни из золотого фонда НОМ: пронзительные «Про козла» и «Протез», содрогающие пол в зале «Самбу Гопкинса» и «Хор затейников из кондукторского резерва» (по стихам Андрея Платонова), а также новую классику — «Обезьяноид», «Автомир», «Марш-мизантроп», «Воробей».. Под лирическую песню «Ты ушла» при словах «приказали подать шампанское» ее исполнителю, Александру Ливеру, из зала немедленно пришла бутылка игристого, которую артисты не замедили употребить после окончания песни. Несмотря на настойчивые требования публики сыграть «Сашу-Сашу» — Сеньку-Мосг/хаз, песня так и не прозвучала. По давней традиции распитием алкогольного напитка завершилась основная часть концерта. Под трэк «Насекомые» Турист и его напарник по сценическим действиям Копейкин (а что делать, раз нет Сергея?), а также при участии Варвары «из горла» употребили бутылку сорокаградусной.
На бис выходили дважды: первый раз с «Подшитком», логично связавшим предыдущие излияния и пьяного Туриста, и с «Маршем косморазведчиков». Во-второй раз — со свежим блокбастером «Скотина», безусловным триумфом Копейкина. Он является автором текста, исполнителем, а кроме того, из его картин режиссером известного видеоклипа «Химкинский Лес» собран достаточно провокационный клип. Финал концертного действия вошел в резонанс с лимоновским началом, что, впрочем, не стоит воспринимать всерьез — не очень молодые дяди вне политики, они просто уже 25 лет троллят всех и вся.
фото: Павел Савченков
Петр Шестаков