Премия FUZZ. День рока и ролла

8 июня 2010 года, 13:52 0
Как мы помним, Премия FUZZ-2007 прошла в весьма экстремальном режиме, и посему в этом году организаторы решили не искушать судьбу и провести мероприятие в старых добрых стенах “Юбилейного”. Учтен был и опыт позапрошлой, 10-й Премии, проходившей сразу на двух аренах Дворца спорта — тогда он оказался, в свою очередь, удачным, так что решено было повторить. Что ж, 12 — число тоже весьма округлое и достойное масштабного празднования. Которое и состоялось 5 апреля.
I. Большая арена: 
классики и современники
Самый психологически напряженный момент — первые минуты фестиваля. Изменить что-либо уже практически невозможно — тормоза отпущены, огромная фестивальная махина взревывает мотором и начинает свое неостановимое движение. Финиш еще не виден, и остается лишь надеяться на то, что все пройдет удачно и закончится без потерь. Ведь далеко не все препятствия ясны и очевидны — при самой тщательной и грамотной организации всего учесть невозможно. И когда очередная Премия открывается уже такими привычными звуками “Satisfaction” — песни-талисмана FUZZА — даже давних работников журнала, имеющих немалый опыт проведения Премий и точно знающих, что они сделали все возможное для того, чтоб и этот фестиваль стал настоящим праздником для всех, пробирает невольная дрожь. Это странная смесь иррационального страха перед грандиозностью события и естественной гордости за участие в нем. Почти детской веры в волшебство (ведь музыка, сценическое действо, звук, свет, зал, наполненный зрителями — это действительно волшебство) и абсолютно взрослой усталости (ведь настоящий фестиваль начинается за несколько месяцев до даты его проведения). Это конец определенного этапа и начало чего-то совершенно нового. Подведение итогов и взгляд в еще не очень четко видное будущее. Это — рок. В любом смысле слова.
Однако пора бы перейти уже к описанию самого фестиваля — благо, уже отзвучала песня THE ROLLING STONES, на экранах, расположенных по бокам сцены, промелькнула и исчезла нарезка документальных кадров, где пляшущие и бьющие в барабаны туземцы соседствовали с героями мирового и отечественного рок-н-ролла, загорелись прожектора, и зрители дружным ревом встретили объявленное название первой из приглашенных на Премию групп. АГАТА КРИСТИ— всегда в десятке самых ожидаемых на этой церемонии коллективов, и вполне разумным решением представляется поставить ее первым номером в фестивальном расписании: жестоко заставлять фанатов томиться еще несколько часов. Совсем недавно АГАТА отыграла в Москве и Питере масштабные юбилейные концерты, но все равно поклонники уже успели соскучиться — это было видно по приему, который они оказали музыкантам. Музыканты не подкачали, начав неожиданно с “Трансильвании” и сыграв инфернальный сет из семи песен. “Поход”, “Подвиг“, “Вива Кальман”, “Пуля” с посвящением покойному Сергею Бодрову, а на закуску — “В Интересах Революции” и “Ковер-Вертолет”. Выигрыш в номинации “Лучшая live-группа” после всего этого был не более чем закономерен. Получив награду из рук Главного редактора FUZZA Александра Долгова, музыканты в ответ пожелали журналу процветания — “и чтоб фестивали были чаще и больше, и чтоб все здесь были друзьями”. Чаще чем раз в год — это вряд ли, а все остальное вполне выполнимо.
Дальше пришел черед талантливой молодежи показать себя. На сцену поднялась группа ВЕЛЬВЕТ, претендующая на награду в категории “Лучшая новая группа”. Выступление москвичей получилось несколько скомканным из-за невовремя “зависшего” ноутбука, однако немалое количество слушателей, прежде не видавших ВЕЛЬВЕТ живьем, опознало песни “Бей В Барабаны” и “Стой!” и даже принялось подпевать. Свой приз группа все-таки получила (ведь оценивается сумма заслуг за минувший год, а не случайные технические неполадки), а вручивший его Николай Михайлов (экс-председатель Ленинградского Рок-клуба) пожелал музыкантам “не забывать, как держать в руках инструменты и доставлять наслаждение слушателям”. Думается, что и в этом, и во всех прочих смыслах склероз ВЕЛЬВЕТАМ действительно не грозит. Да и самообладания ребятам явно не занимать, а это — добрый признак.
Еще одна награда нашла своих владельцев в лице представителей совсем другого музыкального направления — в номинации “Лучший альтернативный альбом года” приза удостоились JANE AIR за пластинку “Sex & Violence”. Группа выступала на Малой арене, но получать “форте” из рук Лены Тэ явилась на Большую. “Привет, подонки! — бодро сказал Антон Лиссов. — Давно пора было журналу FUZZ вручить нам премию, и он это сделал”. 
Спонтанную традицию нестандартных приветствий продолжил Андрей Тропилло, обратившись к залу со словами “Привет, негодяи!” Негодяи, как и подонки, были не против — тем паче, что преобладающей частью публики, похоже, были панки, которым не привыкать и к гораздо более крепким выражениям. Легендарный звукописец вручил почетный приз не менее легендарному музыканту Владимиру Рекшану, чей общий исполнительский стаж насчитывает 41 год — даже в Англии и Америке подобных ветеранов сцены не переизбыток, а у нас и подавно. Бессменный лидер САНКТ-ПЕТЕРБУРГАпредстал перед нами в сопровождении “хора фронтменов” — все в белых футболках, все со свежевышедшей книгой Рекшана “Самый кайф” в руках. Исполнил же этот нестандартный коллектив песню “Парус” на стихи Лермонтова — вот такая многосторонняя смычка классики с современностью...
Еще один заслуженный деятель отечественного рок-движения — Олег Гаркуша — поднялся на сцену не только для того, чтоб напомнить собравшимся о скором концерте АУКЦЫОНА, но и чтоб вручить статуэтку “форте” группе LUMEN за альбом “Правда?” — лучший в минувшем году. Тэм же не стал тратить драгоценное время на слова и сразу приступил к делу: в выступлении LUMEN яростная энергия соседствовала с проникновенной лирикой, а уже любимые поклонниками песни (“Гореть”, “Буря”, “Иди В Отмах”) — с совсем новой “TV No More”, премьера которой состоялась именно на Премии FUZZ. Решение нестандартное и даже рискованное, но вполне соответствующее духу группы, главное слово для которой — правда.
Если основные темы творчества LUMEN — социальные, то в песнях питерской группы VАКЦИНА упор делается на частную жизнь людей, а конкретно — на секс. Хотя кто сказал, что секс менее важен, чем политика? Кажется, VАКЦИНА не имеет серьезного опыта выступлений на крупных площадках, но по музыкантам это было совершенно не заметно — играли они так, как будто работают на многотысячный зал далеко не впервые. Лихой напор питерцев принес свои плоды — перед сценой творился серьезный расколбас, а припевы пелись довольно дружным хором.
Илья Черт вышел на Большую арену не для выступления (у хэдлайнеров Малой арены все еще было впереди), а чтоб получить из рук все того же Олега Гаркуши награду за Лучшую песню года “Где Ты”. ПИЛОТУ не привыкать получать премии от журнала FUZZ, причем в самых разных категориях, так что награждение прошло быстро и, можно сказать, по-деловому.
Тем временем к своему сету готовилась АРИЯ — группа, ради которой в “Юбилейный” пришли очень многие. И не беда, что новых песен не прозвучало — на то и фестиваль, чтоб исполнить самые любимые публикой хиты. “Колизей”, “Раскачаем Этот Мир”, “Крещенье Огнем”, “Осколок Льда”, “Улица Роз”, “Беспечный Ангел” — за каждой из этих песен стоит целая эпоха в отечественной тяжелой музыке, и каждая была встречена бурей восторга. Иногда казалось, что поклонники выучили этот материал наизусть, еще лежа в колыбели — настолько искренней и живой была реакция тех, кого еще и в проекте не было, когда АРИЯ начала свой звездный путь.
А вот участники следующего коллектива, вышедшего на сцену — ровесники тех, кто ждал именно этой минуты в концертном расписании. Недаром [AMATORY], получив награду как Лучшая альтернативная группа года, сказали в зал: “Это ваша награда, а не наша”. Единство музыкантов и слушателей было совершенно очевидным — энергетика хлестала через край сцены и возвращалась обратно столь же мощной волной. Музыканты постарше следили за происходящим с любопытством и одобрением: музыка едина, но услышать и намотать на ус что-то новое никогда не поздно. И неважно, действительно ли это новое возникло только что или нет. В конце концов, и молодым есть чему поучиться у АРИИ и других ветеранов.
Стоит также упомянуть, что вручал [AMATORY] приз никто иной как Кач — герой главного скандала Премии FUZZ-2007, ныне находящийся в процессе длинного судебного препирательства с героем своей песни Виктором Дробышем. Впрочем, в этот раз Кач был вполне серьезен и даже пафосен: воскликнул “Мы можем проиграть сражение, но не можем проиграть войну! Рок жив!” и предложил почтить минутой молчания память Егора Летова. Зал честно помолчал несколько секунд. 
Далее все ждали КОРОЛЯ И ШУТА, а посему при виде вышедшей на сцену группы СОНЦЕ-ХМАРИ слегка приуныли. Но разочарование длилось ровно до тех пор, пока коллектив под руководством фотографа Андрея Федечко не затянул “Ели Мясо Мужики” на украинском языке — да еще в этаком балканско-цыганском имидже и саунде, да еще с Леной Тэ в роли освобожденной вокалистки. Это урок всем тем, кто склонен негативно реагировать на все неожиданное и непривычное: сначала стоит хотя бы начать слушать, а уже потом делать выводы. В данном случае выводы, судя по всему, были сделаны правильные.
КИШ получили “форте” (из рук президента Культурного Фонда “Наше Время” Константина Ветрова и генерального продюсера телеканала “A-One” Виктора Логачева) за Лучший клип года “Ром”. С одноименной песни и начали, порадовав дальше фанатов пестрым набором песен, в числе коих зафиксированы “От Женщин Кругом Голова”, “Кукла Колдуна” и “Кузьма И Барин”. Рубились мощно и приняты были соответственно. При этом местами создавалось неожиданное впечатление, что под многие их композиции можно не только бешено прыгать и скакать, но и вполне цивилизованно приплясывать — уж больно танцевально звучала ритм-секция. И это, в общем, нормально: хорошая музыка может и должна вызывать интерес у самых разных представителей слушательских масс, а каким именно образом этот интерес проявляется — дело десятое.
Фестиваль близился к концу, и неврученной оставалась лишь одна награда — традиционная почетная премия FUZZA “За Вклад (в российскую рок-музыку)”. В этом году ее удостоился Сергей Чиграков, и было всего лишь логично, что получил он “форте” из рук своего старшего товарища по цеху — легендарного гитариста, основателя группы КРУИЗ Валерия Гаины. Однажды в далеких 80-х КРУИЗ собрал “Юбилейный” 10 раз подряд; с тех пор Валерий не бывал в этих стенах, но, видимо, какие-то флюиды витали вокруг — и свой короткий “рабочий” выход на сцену он отработал как подлинная рок-звезда. Так что есть основания предполагать, что вскоре его нынешний проект GAINA сможет вновь покорить требовательную питерскую публику.
Чиж, разумеется, тоже не ударил лицом в грязь — ведь и ему не в диковинку ни большие площадки, ни наполненный зал, да и на Премии FUZZ он отнюдь не новичок. Программа типа “oldest but goldest” была сыграна бодро и в хорошем темпе: “Hoochie Coochie Man”, “Вечная Молодость”, “Урал Байкер Блюз”, “О Любви” и, в завершение банкета — “Фантом”. В душе теплилась надежда на то, что в финале ЧИЖ И КО исполнят все ту же “Satisfaction” — благо, прецеденты бывали. Но не случилось. Затихли финальные аккорды, и на сцену вновь поднялся Александр Долгов: поздравил с благополучным окончанием Премии — всех, и с днем рождения — ведущего фестиваля, музыканта Евгения Дорогана. Приятно, что у зрителей еще хватило сил поаплодировать имениннику.
Но на самом деле любой фестиваль заканчивается не в зрительном зале и не в этот момент. Постскриптум происходит в самых разных местах: музыканты в гримерках стаскивают с себя насквозь пропотевшие майки, дают автографы вездесущим фанатам и складывают в кофры инструменты; техники зачехляют аппаратуру; публика валит к метро и распевает в вагонах любимые песни; организаторы обессиленно сидят в штабе, вяло курят, пьют газированную воду и тихо радуются тому, что все остались живы и целы. Думать о будущем еще не хочется. Будущее наступит лишь завтра. Для всех.

      Екатерина БОРИСОВА

II. Малая арена: 
по дорогам побед и открытий

Атмосфера здесь царила отнюдь не “премиальная”, а, напротив, неформальная и разбитная. Никаких торжественных вручений призов и не менее торжественных речей — только музыка. 
Открыла концерт на Малой арене “Юбилейного” группа ДЕКАБРЬ. Накануне на творческом вечере Михаил Семенов играл несколько песен под акустическую гитару, был весьма оживлен и весел, и настроение его, очевидно, за сутки не изменилось. Во всяком случае, выступила группа очень мощно и слаженно. Семенов время от времени выкрикивал что-то вроде: “Эй, проснись, чувак!”, на что зал отвечал дружным гулом: “Де-ка-бэрррь!” Пока ДЕКАБРЬ играл привычную программу, состоящую из “ударных” песен вроде “Раны Земли”, “Ушла” или “Крапива-Лебеда”, а также кавера на цоевскую “Мама, Мы Все Тяжело Больны”, в зале водились широкие хороводы. На соседней арене в это время выступала АГАТА КРИСТИ, но по количеству людей, которые пришли на ДЕКАБРЬ, становилось понятно, что нишу просто “молодых исполнителей” последние покинули безвозвратно. Напоследок Михаил весьма своевременно поприветствовал весну — естественно, ко всеобщему одобрению. В это время закатное апрельское солнышко пробивалось в щели занавешенных окон Малой арены...
Далее выступала группа MAMAY. Ребята также были в “ударно-энергетическом” настроении, совершая прыжки разной высоты с переворотами. В сочетании с гроулингом — отличная смесь; такая вот альтернативная гимнастика. В зале слушатели совсем разогрелись и в освободившемся в центре пространстве устроили игру в догонялки. Лидер подстегивал резвящихся, вопрошая их, готовы ли они сойти с ума, не боятся ли они и так далее... Но, слава Богу, “Юбилейный” остался цел.
Следом за MAMAY вышли F.P.G. Пух в забавных клетчатых штанишках солнечно улыбался и под конец выступления провозгласил: “Как приятно петь то, что думаешь, при таком скоплении народа!” Малая арена к этому времени и правда уже ломилась от зрителей. Как всегда, море эмоций вызвали “Свобода”, “Бойцовский Клуб”, второй за вечер кавер на песню Цоя — “Ночь”. Особенно пронзительно прозвучала песня “Думай”, которая, наверное, многим ложится на больную мозоль...
После необычную программу показала группа МОРЕ! (вот так, с восклицательным знаком). Началось их выступление с чтения стихотворения в стиле Александра Лаэртского, где лирический герой рассказывает о том, как он протыкает шину дорогой машины и при этом улыбается... Со стихами чередовались песни, которые, к слову, у группы очень различаются по стилю. В одной — нежное, раскатистое вступление с искусственным эхом и полноценным вокалом, в другой — жесткое звучание, на которое накладывается речитатив. Особенно запомнилась заключительная печальная песня с пронзительным рефреном: “Она его не любила...” Похоже, не зря ребята получили приз симпатий от читателей FUZZA как Лучшая новая группа года.
КИРПИЧИ были немногословны в общении с залом, но их выступление стало одним из самых мощных. Зал бурлил под все песни, особенно под “Плюю Я” и прочие проверенные временем и полюбившиеся вещи, и жег пиротехнику. Около сцены прохаживался Михаил Семенов и внимательно слушал товарищей по цеху...
JANE AIR устроили небольшое театрализованное представление с перемещением в воздухе микрофонной стойки; сначала играли вещи с нового альбома “Sex & Violence” — “за который мы, собственно, и получили приз”, как объявил лидер группы Антон “Воо!” Лиссов. Потом прозвучали уже более знакомые публике вещи вроде “Парижа” и “Что Я Знал О Джанке”... 
Завершала фестиваль группа ПИЛОТ. Илья Черт позабавил репликами вроде: “А сейчас мы сыграем одну песню... Ой, прошу прощения, у нас гитара не подключена... Вот что значит рок-н-ролльная страна!” Дальше уже все шло как обычно: “Ч/Б”, “Сибирь”, “Большой Питерский Блюз” — к последней Черт, сидя на сцене по-турецки, сыграл вступление на губной гармошке. Замыкала сет “Мама”, и тут уж начались прыжки на одной ноге и вообще всяческие парения в воздухе.
В это время по соседству еще доигрывал Чиж, и большинство слушателей в ускоренном темпе направились поближе к нему. А еще чуть погодя 12-я Премия FUZZ подошла к концу. Фестиваль порадовал каким-то единым настроением, а еще открыл сезон весенне-летних сборных концертов и фестивалей, которые ждут нас впереди. “И хорошее настроение не покинет больше вас... “

Мария ВДОВИНА

Свое дело сделали
Название “SDS” некоторые в шутку расшифровывают как “Самое Дорогое Секьюрити”. И действительно, услуги этой компании стоят недешево. Однако Сергей Ракитин, член совета директоров “SDS”, убежден, что цены вполне соответствуют качеству и разнообразию той помощи, которую компания оказывает своим клиентам. В числе коих — и организаторы Премии FUZZ.
“SDS” — это служба безопасности, которая работает в шоу-бизнесе начиная с 2001 года. С самого начала планка была поднята высоко: личная охрана Марка Нопфлера, обеспечение порядка на концерте DEPECHE MODE в СКК... Работы оказался непочатый край, потому что до того в Петербурге не было ни одной службы, которая специализировалась бы именно на массовых музыкальных мероприятиях и, соответственно, знала бы все тонкости и специфику подобной деятельности. “Для того, чтобы работать в шоу-бизнесе, надо быть частью шоу-бизнеса, — убежден Сергей Викторович. — Нужно, чтоб промоутер нормально организовал концерт, артист со спокойной душой вышел на сцену, а зритель получил праздник. Наша задача — соединить все это в единое целое, создать условия, чтобы люди не думали о своей безопасности или о каких-то технических проблемах”. А поскольку не бывает двух одинаковых концертов, то “SDS” — это не только охранное предприятие: в структуру компании входит также консультационно-аналитическое бюро, способное просчитать и составить план мероприятия любой сложности и дать ответ на самый неожиданный вопрос.
За истекшие 7 лет “SDS” работала практически со всеми отечественными рок-звездами: среди клиентов компании — АЛИСА, КОРОЛЬ И ШУТ, ПИЛОТ, ЛЕНИНГРАД и многие другие. Из всемирно известных артистов услугами предприятия пользовались, к примеру, DEEP PURPLE и THE ROLLING STONES. “Тяжело сказать, с кем мы не работали, — улыбается Ракитин. — А масштаб мероприятий варьируется от приватных дней рождения до концертов на Дворцовой площади”. В случае по-настоящему “больших” концертов задачей “SDS” становится также координирование действий самых различных служб: от милиции и ОМОНа до врачей “Скорой помощи” и пожарников. 
И еще один важный принцип работы компании: она действует строго в рамках закона. “Пока человек не совершил правонарушения, для нас это нормальный гражданин, наш гость. Как бы он ни выглядел”. 

FUZZ 5 2008

Комментарии
Отправить
Михаил Семенов и музыканты группы ДЕКАБРЬ говорят о своей новой записи.
21.06.2012, 12:37 0
14 апреля LUMEN получили Премию FUZZ как “Лучшая новая группа”. Улыбались все: кто-то ехидно — мол, поновее коллектив не могли выискать, кто-то, как и сами музыканты, добродушно: “Нам уже 10 лет, а мы по-прежнему группа новая!”
22.07.2009, 18:41 0
На Премии FUZZ в апреле 2000-го наша хорошая знакомая Гедре из фирмы “Zvezda” была со своей маленькой дочкой. Девочка стояла с мамой у сцены и очень хотела увидеть Земфиру. Когда по лестнице спускался Саша Васильев, пятилетняя Сауле спросила, показывая на него: “Это Земфира?” “Нет, Земфира — это я”, — сказала подходящая к сцене Земфира. Она такая только одна, и ни на кого не похожа.
01.10.2001, 3:00 0