Все так странно
В прошлом альбоме группы СПЛИН было 17 треков, в новом – аж 18. С каждым разом материала все больше и больше, а песен меж тем все меньше и меньше. Речь именно о Песнях с большой буквы, за которые коллектив под управлением Александра Васильева так любим.
Лично я питаю самые нежные чувства к группе СПЛИН еще со времен "Коллекционера Оружия", но когда кто-нибудь просит объяснить, чем же они так хороши, сделать это практически невозможно. Ведь это как интимные подробности личной жизни. Наверняка, у каждого слушателя есть своя собственная, самая-самая особенная история с кучей подробностей и непременными воспоминаниями о приобретении первой кассеты и посещении того самого концерта. Но как горячий поклонник, у которого столько всего связано с песнями Васильева, вынужден признать, что с каждым новым альбомом любить СПЛИНОВ все труднее и труднее. Со всеми работами Александра Георгиевича после "25 кадра" отношения складывались непросто. Но "Сигнал Из Космоса" похоже стоит особняком. Если в предыдущих альбомах сильный материал был порой загублен в процессе записи, то на новой пластинке слабым звеном стали именно песни. При всем при этом, записан "Сигнал Из Космоса" прекрасно, что неудивительно, поскольку за звук отвечал великий звукорежиссер Андрей Алякринский, ответственный, например, за звучание альбомов TEQUILAJAZZZ, ...И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК и MARKSCHEIDER KUNST. И как же жаль, что Алякру пришлось доводить до ума не "Бериллий" или "Шато Марго", а такие слабые вещи как "Чердак" или "Зеленая Песня". Достойный звук при посредственном материале спасает альбом только отчасти. По-хорошему, Васильеву и Алякринскому стоило бы встретиться в студии несколько лет назад. Можно только мечтать, что за чудо-альбом мог бы получиться, возьми Алякр по полудюжине песен из "Реверсивной Хроники Событий" и "Раздвоения Личности". Но случилось, как случилось. И звук здесь как никогда у СПЛИНОВ на высоте. Чувствуется, что в студии работа кипела не на шутку и даже в не самых удачных песнях находятся какие-то интересные звукорежиссерские ходы. Но в итоге получилось, как поется в одной из здешних песен – "все так странно". Здесь есть добротные боевики, вроде радиохита "Больше Никакого Рок-н-рола", немного хорошей лирики в духе старого доброго Васильева, например, песня "Письмо", что-то вроде программного заявления (если так уместно говорить о сигналах из космоса) – "Добро Пожаловать", есть просто забавные номера, как-то концертный хит "Корабль Ждет". Есть сильная песня "3007", которую играли на концертах еще в 2005, но на "Раздвоение Личности" она не попала. Еще тогда этот боевик звучал в духе TEQUILAJAZZZ. Очень симптоматично, что до ума песню довел именно Алякринский. Хороша в записи и еще одна не самая новая вещь "Ковчег", написанная Александром Георгиевичем незадолго до рождения сына и известная по рождественскому концерту на Нашем Радио. Но когда слушаешь альбом от начала до конца, не покидает ощущение, что тебя где-то обманули. С "Сигналом Из Космоса" не возникает духовной связи. Если хотите, сигнал не ловится. Здесь я уже говорю не как обозреватель журнала FUZZ, а как человек, 13 из 28 лет жизни проживший бок о бок с группой СПЛИН. И если после предыдущих работ группу хотелось пожурить за какие-то огрехи, то после "Сигнала Из Космоса" ощущаешь какую-то неловкость за любимую группу. Как будто встречаешься со старинным другом и думаешь только о том, как бы уже побыстрее от него отвязаться. Кто-то спишет все на то, что лидер СПЛИНОВ слишком много курит, кто-то скажет, что это творческий кризис. С какой-то стороны, могу понять Александра Георгиевича как молодой отец молодого отца. Мироощущение меняется кардинально и вполне возможно, что именно такие, как Васильев их сам называет, детские песни, кажутся автору лучшим, что он может сделать на данный момент. Так или иначе, по-настоящему великая песня, напоминающая, чем же так крута группа СПЛИН и выдерживающая сравнение с вершинами предыдущих работ, здесь всего одна – "Камень". В ней сошлось все – и таланты Васильева и гений Алякринского. Именно к такому результату в идеале и должен был прийти тандем двух безумно талантливым людей. А получилось в итоге, увы и ах. Финальная "До Встречи", звучащая как неловкий кавер на "Weird Fishes/Arpeggi" RADIOHEAD, настраивает отнюдь не на ожидание нового альбома, а скорее на то, чтобы еще долго не слушать группу СПЛИН, по крайней мере – "Сигнал Из Космоса".