FUZZ: Что означают цифры после текста стихотворения в сборнике “Гербарий”?
Никонов: Это дата и точное время написания.
FUZZ: Точное время окончания правки текста?
Никонов: Да. Не правят стихи только дураки.
FUZZ: И что вы правите? У вас же нет ни рифмы, ни размера.
Никонов: У меня нет рифмы и размера? Берем первое попавшееся стихотворение из "Гербария":
В развале месяца,
когда не ясно, чем закрылось небо.
ты выходила из дома,
гуляла по Садовой,
курила дурь
в глухих дворах,
а в принципе соборах,
кричала в трубку телефона
(рассказываю сплетни, как стихи)
кричала на родителей:
всё, что должна бы делать без причины,
но находя причиной зиму,
делала назло
субботней вьюге, моему молчанью
и обещанью встречи до субботы,
звонила своему барыге.
И газ, как астра синяя горел.
Здесь нет рифмы и размера? Спросите у моего барабанщика, есть здесь ритм или нет? У любого спросите. И рифма там в начале тоже есть. Просто я ее по ходу стихотворения уничтожаю. Это стихотворение о том, как девушка покидает парня и соответственно рифма уничтожается вместе с любовью.
FUZZ: И в чем заключалась правка?
Никонов: Вот ненавижу такие предъявы, которые ни с того, ни с сего предъявляются! Нет, ты прикинь - без рифмы и без размера! Но это круто. Конфликт порождает диалог. Продолжаем.
FUZZ: Зачем поэту панк группа для аккомпанемента?
Никонов: Неправда. У меня панк группа не для аккомпанемента, скорее я аккомпанемент для панк группы.
FUZZ: Но ведь хочется, чтобы слушатели хорошо слышали текст.
Никонов: А они и так хорошо слышат. Наш звукорежиссер делает микрофон громко.
FUZZ: Стихи что-то теряют, когда слушаешь чтение вслух?
Никонов: Мне не нравится, как читал свои стихи Маяковский. Честно скажу, это какой-то Шаляпин. Есенин классно читал.
FUZZ: Вы слышали, как кто-то другой читал ваши стихи?
Никонов: Я постоянно слышу. Вчера по Интернету видел, как девушка на приеме на актерский факультет читала мое стихотворение, ломала руки - мне не понравилось.
FUZZ: Вы часто с пренебрежением говорите о политике, хотя именно социальная тематика прославила ПТВП.
Никонов: Для меня политика всегда была вопросом стиля, поэтому я с таким пренебрежением о ней говорю. Стиль может меняться, у нас у группы все альбомы в разных стилях. Зачем мне говорить о чем-то всерьез, если я могу это поменять? Если ты сказал, что ты с черным флагом, то это значит, что ты теперь уже не можешь ходить с красным флагом? Это ограничивает свободу. Принадлежность к партии ограничивает личность.
FUZZ: Если говорить о стиле - да, но убеждения...
Никонов: Да и убеждения тоже могут меняться. Тому миллион примеров: от Саванаролы, блаженного Августина до Адольфа Гитлера и Владимира Владимировича Путина.
FUZZ: А Леха Никонов?
Никонов: Пока я вроде бы придерживаюсь своего юношеского максимализма, надеюсь, это не пройдет. Посмотрим. Но я повторю слова Блейка, которые я часто повторяю, суждения человека, который не меняет своих убеждений, становятся подобны болотной тине, лучшим убежищем для гада. А вот, что это за гад, решать самому человеку.
FUZZ: А как же ваши определенные высказывания о том, что вы - левый.
Никонов: Да, мои убеждения левые.
FUZZ: Коммунистические?
Никонов: Я не люблю навязывания измов типа коммунизм, анархизм. Это все можете оставить XX веку. Сейчас это никакого значения не имеет. Прав был Черчилль в середине прошлого века, когда сказал, что нынешняя война будет войной философий и идеологий. Сейчас все будет по-другому. Реальность изменилась. Мы живем в другом обществе, с другой философией и другими отношениями между людьми, другим отношением к религии, другой музыкой, другими наркотиками. Все другое.
FUZZ: То есть марксизм и учение о классовой борьбе устарели.
Никонов: Это не устаревшая концепция, она является базовой, но это не икона, на которую нужно молиться, это не цементирующая складка между чем-то и чем-то. Это поступательно развивающееся движение мысли, как и любая научная мысль со своими негативными и неправильными взглядами и со своими правильными взглядами. Я, кстати, вчера об этом думал. Даже у самого глупого человека можно найти умную мысль. Или, как писал Сен-Симон, даже у самого умного человека в день бывает пять минут, когда он говорит полный идиотизм. И от дураков нас отличает то, что мы должны эти пять минут помолчать.
FUZZ: Чьи умные мысли на вас повлияли?
Никонов: Наверное, больше всех повлиял Лев Шестов. Интеллектуально совестливый философ.
FUZZ: Экзистенциалистский.
Никонов: Опять эти измы, блин!
FUZZ: Так легче все группировать в мозгах.
Никонов: А зачем? Почему вы хотите, чтобы было легче? Чтобы кому-то что-то донести? Люди никогда этого не поймут, но делают вид, что понимают. Главный вопрос всегда о смерти, поэтому придумывается любовь, секс, все, что хотите, от зубной пасты до публичных домов. Все это ширма, которое человечество придумывает, чтобы не бояться смерти. Все это понимают, но боятся.
FUZZ: Вы всегда очень основательно выступаете против постмодернизма, ругаете его. Но ведь вы тоже постмодернистский персонаж. Например, вы постоянно говорите, что вы Поэт, Поэт, Поэт. Но Поэт - это фигура позапрошлой эпохи, сейчас Поэтов не может быть в природе, как не может быть вымерших животных, динозавров.
Никонов: И зачем мне опровергать то, что я сейчас услышал?
FUZZ: А зачем вы так часто употребляете слово “поэт”?
Никонов: У меня это скорее тема отношения общества и поэта. Так ведь и у Пушкина так же.
FUZZ: Пушкин - это двести лет назад.
Никонов: Неправда. Двести лет назад это какой-нибудь Евтушенко, а Пушкин - это наш современник, к счастью, как и любой хороший поэт.
FUZZ: Поэт - это исключительный человек, не такой, как другие?
Никонов: Я так не думаю. Такой же человек, как и другие. Один человек точит дерево, другой - железо, третий берет интервью, четвертый играет на гитаре, пятый стихи пишет.
FUZZ: Однако в ваших стихах есть не то что бы возвеличивание поэта, а какое-то отъединение поэта от человеческой расы.
Никонов: Героя! Героя, а не поэта! Да, есть такое. Но это герой, чаще всего герой большого стихотворения: “Хардкор”, “Тримедин”, “Интервью с тремя неизвестными”. Это не я, это герой, каждый раз разный, в каждом сборнике свой, в одном получше, в другом похуже, если говорить о моральных качествах, которые я вообще-то не признаю.
FUZZ: В каком смысле?
Никонов: Моральные качества слишком зависят от обстоятельств, а в моих стихах, в отличие от Расина или Корнеля, у обстоятельств крайнее малое значение.
Фото предоставлены группой
Дмитрий Филиппов