Обошлось без громких имен и звездных хэдлайнеров. В рамках года России-Франции произошло слияние Stereoleto со знаменитым французским фестивалем Transmusicales, что привело к тому, что большинство артистов, за исключением британца Мэтью Херберта и венгров ZAGAR, были либо французами, либо русскими. Программа получилась весьма неординарной. И уж совершенно точно, таких хэдлайнеров как Эрик Трюффа и Murcof Стереолето еще не видало.
В заявленное время начала мероприятия публику еще не пускали, что было весьма некстати с учетом холодной погоды. По павильону бегали люди с безумными глазами. Организаторы говорили, что мероприятие задерживается минут на 20 и есть некоторые изменения в расписании. В частности, стало известно, что не примет участия в фестивале рэппер Ассаи. На главной сцене тем временем заканчивал саундчек французский колектив SUCCESS. Когда западные гости удалились, на площадке появилась следующая группа. И судя как по происходившему на сцене, так и по тому, что публику все еще не пускали, можно было подумать, что это очередной саундчек. Но коллектив не торопился закругляться. Настроившись, сыграли одну песню, за ней - другую. Стало ясно, что Стереолето 2010 взяло-таки старт. Понять, что за коллектив находится на сцене, можно было благодаря присутствию барабанщика Наири Симоняна, прежде игравшего в SILENCE KIT, а ныне - в группе POMPEYA. Собственно, если бы не это, трудно было бы догадаться, что выступают наши. Инди-рок, английский язык, западное звучание.
POMPEYA должна была выступать позже и на малой сцене, но из-за перемен в расписании переехала на главную. И это было бы хорошо, кабы не отсутствие зрителей, которых вскоре начали запускать, но на выступлении москвичей их было ужасно мало. Чувствовалась некоторая неловкость, а по пустому залу гуляло эхо. Забавно, что сначала группа выступала под надпись "everything is made in china" на экране, потом - под рекламные ролики мероприятий "Светлой Музыки". И лишь затем на заднике появилась эмблема Transmusicales Stereo Edition, сменившаяся надписью POMPEYA.
Малую сцену тем временем открывала TREYA, цитата из пресс-релиза: "общепризнанная сенсация современной русской музыки". Новая "звезда" оказалась фриковатого вида девушкой в разноцветных чулках, больших очках и прической в виде антенны. Возвращаясь к пресс-релизу, стихи и песни были написаны во время болезни и речь в них идет о боли и безысходности. Сначала пелось о "Сумасшедшем Доме", после снова о каких-то ужасах. Особого желания находиться у малой сцены долго не было не только по причине малоприятной музыки, но и из-за столь же непростых погодных условий.
На главной арене завершала свое выступление POMPEYA. Уже готовилась следующая группа, а TREYA все никак не унималась. После песни о том, что "все вокруг сдвинуты, ноги раздвинуты", возвращаться к малой сцене не хотелось совсем. И даже команда канала A-ONE, провозгласившего крикливую девушку сенсацией, внимала происходящему с кислыми физиономиями.
Главную сцену заняла группа EVERYTHING IS MADE IN CHINA, трио, которое можно было приглашать на Стереолето и в прошлые годы. Но то, что это произошло именно после альбома "Automatic Movements", даже лучше. Начинает коллектив со своего радиохита "The City Of Airstrip One". Чувствуется, что музыканты немного не в своей тарелке. Ощущается какой-то дискомфорт. Но несмотря на некоторую напряженность, слушались EIMIC весьма достойно. Забавно, что звучание альбома "Automatic Movements" только ленивый не сравнил с RADIOHEAD. Живьем же это похоже скорее на PLACEBO. И голос вокалиста Максима Федорова временами поразительно напоминал Брайана Молко.
Интересно, что на следующий день на не самом аншлаговом сольном концерте EIMIC будут походить на настоящий стадионный состав, готовый к великим свершениям куда больше, нежели на крупной площадке и перед немалым количеством зрителей. Сделаем скидку на фестивальную специфику. Был и ряд субъективных причин. В любом случае, на Стереолете EIMIC выступили не совсем ровно, но лицом в грязь не упали. Ударно завершили сэт беспроигрышным хитом "Sleepwalking". Свой истинный класс они продемонстрировали днем позже на полноценном сольном концерте в клубе "Памела", оказавшемся отличным местом с чуть ли не лучшим в городе звуком.
На улице было все столь же холодно, и музыканты выходили на сцену в куртках. Стас Березовский давал последние указания звукорежиссеру. Женя Любич была готова начать выступление. Певица известна прежде всего как русская участница NOUVELLE VAGUE. И к живому составу Жени присоединился сам Марк Коллен, один из основателей знаменитого французского проекта. Звучали песни на русском, английском, французском. Такая милая, непритязательная поп-музыка. Хороший голос, но не хватает обаяния. Вспомнить хоть Женю Борзых, у которой и вокал послабее и песни, как правило, попроще. Но за счет невероятного обаяния она сражает всех вокруг. Здесь же, просто мило. Пожалуй, что не больше.
Играла Женя Любич с группой довольно долго. На большой сцене случилась долгий перерыв, так что выбора особого не было. Приходилось слушать подопечную Ильи Бортнюка. "Светлая Музыка" не только пригласила Женю на фестиваль, но и занимается ее продюсированием. Обещают альбом песен на всевозможных языках. Можно сказать, что Женя Любич с Марком Колленом стали своего рода воплощением русско-французской дружбы, носителями основной идеи фестиваля. Быть может, даже не просто дружбы, а настоящей любви.
На главной сцене вскоре появились хэдлайнеры, которыми стали французский трубач Эрик Трюффа и мексиканский электронщик Фернандо Корона, выступающий под именем Murcof. Удивительный союз. Красиво и деликатно. Захотелось перенестись в сидячий зал вроде Мюзик-Холла, чтобы отвлечься от толпы, которая была менее внушительной чем обычно, но все же заметной. Каждый из участников дуэта занимался своим делом и получалось нечто прекрасное, даже более впечатляющее, чем на записи. Француз поздоровался с залом по-русски: "Привет! Как дела?" Уходить с этого дивного перформанса не хотелось, но посмотреть на происходящее на малой сцене было тоже любопытно.
Там начали выступление венгры ZAGAR - столь громкие, что слышно их было даже из главного павильона в самые тихие моменты сэта Трюффа и Murcof.
Это была другая сторона Стереолета. Тоже очень хорошая. Удивительно, что они выступали не на главной сцене. Там они явно были бы более уместны. А так, приходится выбирать. И выбор падает на тех, кто творит волшебство в главном павильоне.
Просто удивительно, что хэдлайнерами большого фестиваля стали джазовый трубач-экспериментатор и композитор-минималист, люди, у которых не то что хитов, но даже ясно выраженных песенных текстур нет. И это прекрасно, на самом деле. Ну и пусть по количеству зрителей тихие и скромные хэдлайнеры этого года уступают героям прошлых лет. Главное, что непродолжительное выступление просто великолепно. В копилку золотых моментов Стереолета.
ZAGAR продолжают выступать и по завершении сэта Эрика Трюффа и Murcof. Играют они совершенно по-разному с вокалистом и без. С вокалистом - больше в сторону манерного инди-рока. В инструментальном же варианте группа уходит в сторону электронной музыки и начинает звучать заметно интереснее. Снова приходится констатировать, как жаль, что ZAGAR не играли на главной сцене. Особенно, учитывая ситуацию со вторым хэдлайнером.
Им стал Мэтью Херберт, появившийся в составе Стереолета в последний момент. И то, что заметный композитор выступит не только в Москве, видилось очень радостным событием. Но вместо того, чтобы представить свой новый альбом или хоть что-то похожее на шоу одного из самых видных электронщиков нашего времени, Херберт встал за пульт в углу сцены и оттарабанил самый банальный DJ-сэт. Чем он отличался от DJ Чака, выступавшего полутора часами ранее или любого другого диджея, заполняющего фестивальные паузы? Только именем. Мэтью Херберт - видный, статусный гость, ничего не скажешь. Но здесь он разве что для галочки. На московском Transmusicales у него намечалось полноценное "живое" выступление. А для Петербурга видимо решили обойтись бюджетным вариантом. Самое долгое и, пожалуй что, самое необязательное выстуление Стереолета, фестиваля, пусть и электронной, но все же живой музыки. По крайней мере, по части хэдлайнеров. А такой вот диджей Херберт - это скорее про танцевальные мероприятия, столь популярные в Петербурге. Любители подобной долбежки, разумеется, нашлись. Среди отрывавшихся под сэт Мэтью была замечена в частности Женя Любич.
На малой площадке, которую из-за беспощадных осветительных приборов хотелось назвать сценой красных фонарей, повисла очередная пауза, которую прервал настоящий рок-состав THE WANKIN` NOODLES. На Стереолете подобные коллективы появляются довольно нечасто, если не сказать, практически не появляются. Это настоящий сырой рокешник в духе каких-нибудь THE HIVES. Понятно, что таких групп великое множество и слушать их в записи не всегда стоит. Но "живьем" - это кач и бешеная энергетика. Зрители заводятся буквально с пол-оборота.
Вокалист, выглядящий как ботаник, стремящийся быть похожим на Алекса Капраноса, оказывается неплохим массовиком-затейником. Дает уроки французского, заставляет публику скандировать хором, проделывает трюк с падающими брюками. Измученная бесконечным DJ-сэтом Херберта публика пребывает в восторге. Прием настолько жаркий, что THE WANKIN` NOODLES даже выходят на бис. Благо, после них на малой сцене лишь одни выступающие.
На главной арене появляется Пьер-Александр Буссон, он же Yuksek. Сразу обращает на себя внимание то, что он на сцене один, а оборудования - огромное количество, примерно как на обоих участников ROYKSOPP на прошлогоднем Стереолете.
И Yuksek очень умело справляется со своей техникой, успевая не только на всем этом играть, но еще и немного петь. Смотрится это довольно эффектно. Еще одного выступления из серии "кто-то крутой делает что-то непонятное, стоя за пультом", можно было не перенести. А так, все очень живо. Слушается тоже интересно. Такая умная электроника. И танцевать под нее хорошо, и слушать нескучно.
Во второй половине выступления Пьер-Александр немного подсдал и начал играть музыку попроще, более танцевальную. Публика тоже немного подустала, хоть и вела себя вежливо. Масштабного рэйва все же не получилось.
АССАИ действительно не принял участия в фестивале, что наверняка мало кем оказалось замеченным. Малую сцену закрывал проект САБЛЯ, единственное пересечение между СКИФом и Стереолетом по участникам. Арсений К. не изменил себе и предстал с новой прической.
Играли все то же, что и двумя неделями ранее в Прибое. Только здесь условия были менее комфортными и публики оказалось меньше, как ни странно. А вообще, на СКИФе Галина и Арсений были более уместны, пожалуй что.
К 3-м утра у главной сцены можно было наблюдать подобную картину.
После очередной паузы на сцене появились музыканты, которые начали играть и скандировать: "Mister E! Mister E!" Так началось выступление группы SUCCESS, которое разбудило подуставших зрителей.
Mister E, полностью - Mister Eleganz, оказался похож скорее на эстрадного певца. В меру упитанный, средних лет, в стильном костюме. Казалось, он ошибся площадкой. Но довольно быстро все стало на свои места.
Mister Eleganz моментально превратился в рок-героя и начал "зажигать" зал. Стоит ли говорить, что до конца выступления пиджак и галстук не дожили. По музыке SUCCESS - бодрый, довольно жесткий и весьма прямолинейный танцевальный рок. Тоже, не самый типичный клиент Стереолета. Хотя, это же и было не привычное Стереолето, а Transmisicales Stereo Edition.
Впереди Stereoleto Original, на котором придется разрываться между хабаровским самородком РЖБ и легендарным московским ансамблем МЕГАПОЛИС, между одной из самых интересных молодых групп INWHITE и ветераном стереодвижения Эдуардом Хилем. И слушать MORCHEEBA, воссоединившихся со Скай Эдвардс, разумеется.
Организатор: "Светлая Музыка"