26 октября Василий Шумов выпускает новую концептуальную пластинку "Первый пещерный". Группа "Центр" отошла от музыкальных дел и вплотную занялась банковской деятельностью в офисе "Первого Пещерного Банка", если верить словам ее лидера. Участники проекта, по заявлению Василия, "прошли мастер-класс по традиционной печати под 4 копирки на пишущей машинке выпуска 1937-го года", а музыкальные инструменты, на которых был записан альбом — "эквайринг", "факторинг", "форфейтинг". Причем Шумов пояснил, что его удел на пластинке — "андеррайтинг". На сайте "Центромания" выложен пресс-релиз проекта, выполненный в соответствующей "банковской" манере. "Фузз" все же решил отвлечься от финансовой тематики и задал Василию несколько общих вопросов.
1. Скажите, как автор и музыкант, вы полностью вернулись из США в Россию или нет? Гражданином какой страны, как артист, вы себя считаете? Из-за чего вы уехали в США и из-за чего вернулись в Россию?
Я считаю себя человеком планеты Земля и готовлюсь к встрече с иноземными цивилизациями. Все страсти про какие-либо республики, страны, границы, империи — это, на мой взгляд, пещерное мышление которое отражено на альбоме "Первый Пещерный". За окном 21-й век и мы живем в едином мировом пространстве, в котором все связано между собой.
2. Какую музыку вы сейчас слушаете?
Музыку я слушаю самую разнообразную, хотя из того что вышло в этом году шедевров мне пока не попадалось. Понравился новый трек New Order "Restless".
3. Кто-нибудь из популярных российских музыкантов, на ваш взгляд, сохраняет актуальность с точки зрения современной музыки?
Все свелось к анекдоту, когда человек на улице раздает листовки в виде чистых листов бумаги. Ни них ничего не написано, потому что "и так все ясно". Если сегодня музыкант, как и любой творческий человек, не оказался дерьмом, не "осовдепился", не свалил на запасной аэродром, — этого уже вполне достаточно для актуальности в наше время.
4. Вы занимаетесь не только музыкой, но и другими формами искусства. Как вы относитесь к акционизму, столь популярному сейчас ?
Акционизм имел свой пик в Вене в 1960-е, в России в 1970-80-е годы. После чего бывали и продолжаются отдельные всплески акционизма. Я интересуюсь течениями искусства возникшими после 2000-го года. Например, новый альбом "Центра" будет включать в себя выставки фото и видео-арта, лекции о современном искусстве и музыкальной индустрии.
5. В каком состоянии, на ваш взгляд, находится современная музыка? Можно ли говорить о кризисе жанра?
На наших глазах с появлением интернета и свободного обмена файлами произошло обесценивание музыки, литературы, кино и других видов творчества для 99% авторов. Например, творческие профессии иллюстратора и фотографа теперь практически исчезли или трансформировались в один большой "фриланс без каких-либо гарантий". Если раньше занятия музыкой могли быть источником существования, то в наше время, за миллион так называемых "легальных прослушиваний" в сети автор может получить аж 90 долларов. Мир сильно изменился. Более уместно говорить, в свете радикальных перемен последних лет, что занятие музыкой из профессии, которая дает средства к существованию, превратилось в дорогое удовольствие. Посмотрите на парад известных и, казалось бы, обеспеченных музыкантов, которые стоят с протянутой рукой на краудфандинговых сайтах типа "Планеты" с мольбами "Дайте мне денег!". Является ли подобное попрошайничество, завуалированное под новые технологии, унизительным или омерзительным — решайте сами.
6. Одна из самых известных композиций "Центра" — "Бесполезная песня". Насколько она актуальна для вас сейчас?
На мой взгляд если содержание и звучание рок-композиции проверено временем, автор все сделал правильно. "Бесполезная песня" входит в плейлист концертной программы "Центра" в 2015 году.
7. Может ли Василий Шумов подвести промежуточные итоги творчества за прошедшие 30 лет? Что вам удалось сделать, а что - нет?
Приоткрою маленький секрет: в наше время занятие честной рок-музыкой и свободным творчеством — это фиаско по определению. Поэтому в качестве промежуточных творческих итогов мы имеем многочисленные неудачи, провалы и поражения, что означает, что в творчестве все только начинается!
8. Виниловые пластинки снова в моде. Вы планируете издавать/переиздавать свои записи на этом носителе? В частности, "Фузз" волнует судьба диска "Русские поют" с Петром Мамоновым.
Любители винила объединились в сообщество, которое я бы назвал "Мы готовы обманываться". Вся суть винила состоит в том, что существуют записи 1950-70-х годов созданные "от и до" в аналоговых технологиях, и винил является конечным продуктом в этой цепочке. Все музыка после 1980-го года записана частично или полностью в цифре и выход подобных альбомов на виниле является не более чем "фетишью". Перед вами компакт-диск отпечатанный на виниле. Впрочем, если наберется достаточное количество готовых обманываться "винилистов", мы выпустим весь "Центр" и все мои сольники на виниле.
9. Откуда у вас столь экзотическое отчество?
В 1920-е годы, когда родился мой отец, была мода на заграничные и "ново-язные" имена. Герард, он же Gerard, распространенное французское имя. Из-за такого необычного имени-отчества — Василий Герардович, меня в юности неоднократно спрашивали, не являюсь ли я сыном опереточного певца Герарда Васильева. И слава богу, что отца назвали тогда модно Герардом, а не Виленом (В.И. Ленин). или Индустрием.
10. Расскажите немного о том, как и где вы живете? Как выглядит обычный день Василия Шумова?
Живу между Москвой и областью, бывает путешествую. У меня нет обычного дня, поскольку все находится в движении. Сон и бодрствование меняются местами, при этом всегда есть место для творчества.
11. Вы религиозны?
Я не принадлежу к какой-либо религии. Думаю, что религии, количество которых уже не счесть, сегодня существуют для контроля и манипуляций. Граждане получают инструкции с кем дружить, как питаться, как жениться, как финансировать многочисленный отряд священнослужителей, которые хотят "мерседесов".
Люди, как и тысячу лет назад, принимают на веру сказки с говорящими змеями. Одевают на голову дуршлаг, поклоняются летающему макаронному монстру. Бесконечные войны на Ближнем Востоке имеют религиозную подоплеку. Убийства, насилие, теракты на религиозной почве стали регулярными заголовками новостей.
Понятно, что мы еще очень мало знаем об устройстве вселенной и есть масса вопросов на которые наука сегодня не может дать ответ. А религиозные пропагандисты тут как тут.
Мы все же стоим намного ближе к пещерному человеку, чем к человеку будущего.
Обожаю читать рассказы людей переживших клиническую смерть, и тех, кто побывал на 5-8 минут "на том свете", как им там было хорошо, но им пришлось сюда вернуться.