Владимир БАТУРИН. МИНИСТР ЁХОР-РОЛЛА

7 января 1998 года, 3:00 0
Первое знакомство с Владимиром Батуриным было заочным, по релизам проекта "Rock-Line", но впечатляющим: с виду типичный рокер, длинноволосый, в джинсах и кожаной куртке, он пел, пританцовывая, под гулкий аккомпанемент барабанщика неслыханным, гортанно-хрипло-рычащим голосом: "Гордого зверя загони в стальной капкан, капли крови зверя - твой священный талисман...", и дальше что-то суровое, первобытное, завораживающее.

Из надписей на аудио-видео-кассетах выяснилось, что Володя - лидер улан-удинской группы ИМПЕРИЯ СНЕГОВ, исполняющей "ёхор-ролл", а еще - министр рок-культуры Бурятии(!). Не познакомиться с такой личностью - просто грех для журналиста.

FUZZ: Володя, ты в самом деле министр?
Владимир: Тут надо немного пройтись по биографии. Я играю с 79-го года, участвовал во многих группах - в основном хард-н-хэви... И вот, после развала группы ДОНАТОР, где я играл на бас-гитаре - в 92-м году я ушел работать в Строительный лицей ©15, и из учащейся шпаны собрал команду СОВЕТ МИНИСТРОВ, так что всех участников начали называть "министрами". А поскольку тусовка меня уважала как бывшего музыканта ДОНАТОРА и просто взрослого человека - меня назначили "министром" вообще. В мои обязанности входила организация концертов, поиск контактов с официозом и прочее - к примеру, "Праздник Черной Пятницы"в 93 году, где мы собрали невиданный аншлаг: 5.000 зрителей! Власти с тех пор решили с нами контактировать, и я - связующее звено между "ими" и "нами". Ну а сейчас еще и представитель "Rock-Line" по Бурятии и Дальнему Востоку.
FUZZ: А что такое "Ехор-ролл"?
Владимир: Это производное от "ёхор" и "рок-н-ролл", а "ёхор" - это бурятский культовый танец. Буряты выстраиваются в круг по знакам зодиака, берутся за руки и начинают монотонно петь и притоптывать; то есть идет накачка энергии. Существует множество танцев "ёхор", практически на все случаи жизни, но в принципе - это ритуальное действо с определенной позитивной задачей. В основном это пришло от западных бурят, они все бывшие язычники, шаманы, принявшие или христианство, или, реже, буддизм. А восточные буряты - в основном все буддисты. И культура у западных и восточных бурят разная. И, как мне кажется, ИМПЕРИЯ СНЕГОВ где-то посередине.
FUZZ: Твои этнические тексты, манера пения - это стилизация?
Владимир: На самом деле буряты так не поют, единственное, что взято от бурят-монголов - это расстановка акцентов и ударений в фразах. Я пою в кварту, т. е. с элементами горлового пения, но без "сдираловки" у монгольских горловиков. А слова "стилизация" вообще не люблю. Тут идея иная. Есть бурят-монгольская культура, есть какие-то народы, живущие в данной местности. Я иду от того, что я часть этих людей. А у живущего в этих местах человека своя религия, он сам себе шаман, и окружающую действительность изображает подручными средствами. То есть философия жанра проста, и когда это осознаешь цельно, мысль сама обретает форму, соответствующий звук, который выражает эти время и энергию. А занимаясь обработкой народных песен, нетрудно повредить корни, и за это придется отвечать перед сердитым бурятским народом.
FUZZ: И тексты сочиняются по тому же принципу?
Владимир: С текстами сложнее. Это символы. Каждому слову соответствует смысл и значение. Вот есть, к примеру, вещь "Время Четырех Измерений", там текст выстроен почти математически, каждому куплету соответствует свой цвет, время года, время жизни человека и стихия; это "закодированный" текст, и он должен нести энергию. Но эта песня в жанре "бытовухи". А такие, как "Огонь" ("Разведи огонь в воде/Опусти огонь во тьму/Разбросай огонь в степи/По морозу и по льду...") - ритуальные. Здесь важен сам язык повествования; меня это ужасно достает, потому что жанр устанавливает рамки, угнетающие обилием одних и тех же фраз. То же самое с музыкой - она вся строится на пентатонике, и очень трудно изобретать что-то на пяти нотах, а выход за их пределы пока ничего не дал, сразу теряется колорит и специфика. Ну а если сравнивать с истинным фольклором бурят, то сходство будет лишь в самом механизме мышления. И я даю гарантию, что нет ни одной ворованной мелодии, все изобретено.
FUZZ: А как сами буряты воспринимают ИМПЕРИЮ СНЕГОВ?
Владимир: Знаешь, русским "ехор-ролл" нравится больше, а дело в том, что буряты - это обобщенное название разных этнических групп, и каждая слушает песни своего рода, даже эстрадников предпочитает из числа "земляков". В основном ИМПЕРИЮ СНЕГОВ любят буряты второго-третьего поколения, выросшие в городе. И я, честно говоря, рад, что музыка ИМПЕРИИ СНЕГОВ не похожа на стили других этнических бурятских групп, раз среди поклонников мало бурят.
FUZZ: Мне по записям показалось, что более всего это напоминает ранний BLACK SABBATH...
Владимир: Я люблю их старую музыку, может, мы пошли с какой-то общей точки. Видишь ли, группы Англии, Америки вносили в свое творчество элементы иных культур, в том числе и монголо-азиатской. Ну а сущность монгольской музыки - чистый хард-рок, только без электричества, очень близкий к тем же BLACK SABBATH или LED ZEPPELIN. Это удивительное явление, и теперь задача - тот пласт, который находится под ногами, освоить и выразить современным языком. Жаль, мои нынешние соратники побаиваются явных экспериментов, все стараются вогнать меня в какую-то стереотипную форму. Ну и вообще в Улан-Удэ не любят андеграунд, в основном слушают то, что им советует ТВ.
FUZZ: Вы много гастролируете?
Владимир: Все упирается в отсутствие финансов. Нас постоянно зовут на фестивали, но в основном приходится ехать мне одному. До Хабаровска доползти хватает деньжищ, а куда дальше... Там, кстати, постоянно становимся лауреатами, а в 1996 году наш тогдашний гитарист Саша Сахинов получил спецприз за самые длинные волосы - они у него без труда заправлялись в джинсы, а сам он западный бурят из древнего шаманского рода "Шарагманэ" ("рыжий волк")...
FUZZ: А были какие-то мистические случаи? Все-таки музыка специальная.
Владимир: Сейчас вся тусовка с ужасом ожидает очередного приезда ИМПЕРИИ СНЕГОВ. Дело в том, что фестивали там обычно в марте, и до 10-го феста (первого с нашим участием) там ВСЕГДА в это время была исключительно теплая весенняя погода. А потом на всех фестивалях шли снега, мели метели и выли вьюги. В прошлом году приезжаем в Хабаровск - льет ливень (да еще какой!), а пока добирались до места, он сменился на пургу, и она длилась все три дня, пока мы не уехали. И теперь нас серьезно просят либо прекратить хулиганство, либо сменить название.
FUZZ: Каковы твои ближайшие планы?
Владимир: Будем весной писать альбом, я устроился недавно в одно место, где есть восьмиканальный аналоговый "Ростекс" и кое-какие обработки. Еще собираемся открыть клуб. Ну а более глобальные планы - наш совместный с Олегом Новоселовым ("Rock-Line") проект "Байкал-Этно". Его суть заключается в собирании и популяризации бурято-монгольского фольклора, с выпуском на кассетах и CD собранного. В августе будет экспедиция по пяти районам Бурятии на 3-4 недели, надо только найти деньги на нее. Сейчас этим и занимаюсь.
Екатерина БОРИСОВА
FUZZ 7 1998
Комментарии
Отправить
Программу второй сцены Пикника Афиши закрывала американская инди-поп группа The Drums
08.08.2012, 12:25 0
Группа Краснознамённая Дивизия Имени Моей Бабушки возникла на музыкальном небосклоне совсем недавно, но уже успела влюбить в себя многих ценителей прекрасного.
08.08.2012, 12:02 0
Выход 1 марта долгожданного (пауза в три года — это не шутка) альбома Земфиры заставил Александра ДОЛГОВА собраться в дорогу. Заявленный под названием “Нефть”, он вышел в свет как “Вендетта”, и это, конечно, не все метаморфозы. После прошлогоднего заявления Земфиры “хочу поиграть электронную музыку”, с нетерпением ждали от нее электронного эксперимента, а получили в итоге сольную работу, где есть все, и электроника в том числе.
16.10.2009, 13:20 0