Гитарная вьюга в горах хэви-метала
Альбом Ингви Мальмстина “Relentless” – ещё одна студийная работа гитариста с певцом Тимом «Риппером» Оуэнзом (вторая после “Perpetual Flame”) – достойное, хотя и немного монотонное продолжение творчества мастера. Неоклассический шреддинг соединяется с достаточно типичным спид-пауэр-металом. Соло-гитара активно поддерживает риффы, привнося гипнотическое звучание в песни, отчасти навеянные поздним RAINBOW (“Critical Mass”). Гитара Мальмстина местами гениальна (“Adagio B Flat Minor Variation”, бонус “Arpeggios from Hell”, “Knight of the Vasa Order”), а местами, как это с ней часто случалось и раньше, погружается в беспробудный техницизм (“Shot Across the Bow”). На альбоме достигнуто практически идеальное сочетание песен и инструменталов, органическое слияние мастерства неоклассического композитора и металлического «songwriter» (разница понятна только в контексте английского словоупотребления), хотя, в большинстве случаев, гитара заметно превосходит по своему уровню вокальные партии, значение которых, по сравнению с предыдущим альбомом, заметно снизилось. Любопытно то, что в голосе «Риппера» почти не слышится интонаций, напоминающих о его работе в JUDAS PRIEST.
Альбом, начинаясь с типичного интро “Overture”, без паузы переходит во вторую композицию – “Critical Mass”, похожую на RAINBOW 1995 года. Инструментал “Shot Across the Bow” строится на одном (незатейливом и очень навязчивом) сквозном мотиве, перемежаемом скоростными соло. Композиция “Look at You Now” содержит одну из лучших (если не лучшую) вокальную партию на альбоме и несколько сильных соло. Фраза «No more blood, no more sweat, no more tears», исполненная на фоне жёстких риффов, звучит мощно и убедительно. Инструментал “Relentless” довольно традиционен по структуре, но звучит гораздо сочнее, чем “Shot Across the Bow”. “Enemy Within”, “Caged Animal”, “Tide of Desire”, “Axe to Grind” и “Blinded” – весьма типичные метал-композиции с неоклассической гитарой; в вокале первой явно чувствуется влияние Роба Хэлфорда. “Knight of the Vasa Order” и викингская “Into Valhalla” с потрясающими гитарными партиями (лучшая из них звучит первый раз на 1:31 – 1:34) – композиции, как будто бы вобравшие в себя всё величие хоральной торжественности хэви-метала (начиная с “Children of the Grave” BLACK SABBATH). “Cross to Bear”, завершающая альбом, – совершенное по форме и содержанию произведение классического композитора, оптимальное сочетание техничности и мелодизма, размеренная сага о гитарном герое.
Алан Жуковский