Это была не обычная репетиция, а представление для прессы и других поклонников той программы, с которой группа поедет по стране (9 ноября выступление в Москве, в «Олимпийском», 16 ноября — в СКК).
Как всегда бывает на концертах музыкантов, возлюбленных народом, в СКК пожаловали зрители всех мастей и возрастов. Немолодые рокеры, молоденькие девушки, мамы с дочками, крупногабаритные папы с едва десятилетними детьми (как известно, «Осень», исполняемая на школьных уроках музыки — уже много лет самая любимая песня всех младшеклассников) и толпа журналистов и фотографов. «Осень» здесь, конечно, никто не пел. Альбом «Иначе» — история социальная, где честно, без пафоса и декларативности – о судьбе человека, погребенного внутри своей страны, но обязанного оставаться самим собой.
Юрий Шевчук поет на фоне огромного, во весь задник сцены, экрана. По экрану бежит видеоряд (для каждой композиции сделан клип с картинками по теме песни). Начинается концерт с видеоизображения XXVII съезда КПСС. И это коммунистическое вступление неслучайно. Жанр «Иначе» — жанр путешествия во времени, размышления о прошлом, настоящем и будущем. Одновременно «Иначе» — это жест прощания (прощай, XX век) и, в чем-то, прощения.
На экране — коллаж, слепленный из воспоминаний, останков и мифов эпохи СССР. Мелькает вся жизнь: каналы, парки и дворцы, пионеры-горнисты, алкаши, почетные мертвецы, ордена, октябрятские звездочки, значки с олимпийским мишкой. Добровольцы Великой Отечественной войны, плакат «Родина-Мать зовет!». Фото с историческим поцелуем Брежнева и Хонеккера (ну, помните, из Врубеля: «Господи, помоги мне выжить среди этой смертной любви»). Фонтан Дружбы народов на ВДНХ… Экран становится то кумачовым, цвета кремлевских стен, цвета власти и крови, то вселенски бесконечным звездным небом, то зарастает многоэтажками, то темнеет береговым гранитом Невы.
Несмотря на часто довольно тяжелый звук, социальные тексты и говорящий видеоряд, от конкретных политических выпадов, свойственных ему ранее, Юрий Шевчук благородно отстранился, заметив, что считает себя не «трибуном», но «музыкантом».
У Шевчука нет призывов к войне, борьбе, вообще какому-либо противостоянию внешнему, то есть ложному. Есть только внутренний нравственный императив: «Стой на своем, добра держись, пока есть ты, смерть не права» («Солнечный Свет»).
Есть буддистская вера в неизменность времен, вера в человека: «Знай, правы все свидетельства древних, от Евангелия до Корана, что те, кто идут за нами, найдут тот же самый век» («Родившимся Этой Ночью»).
Есть беспокойство из-за человека заблудившегося, потерявшего себя в массе, идущего по неверному пути:
«Эй, ты, кто ты, себя назови. Какой пароль на этой планете? Триста тысяч поколений у нас в крови, но кроме любви ничего больше нет» («Эй, Ты, Кто Ты»). И музыка DDT здесь – это музыка скрежета и грохота, музыка промывания мозгов.
В «Кризисе» Шевчук кричит: «Цивилизация технологий, а в мозгах все тот же палеолит. Мы искали свободу, нашли ее в сексе, да и это все сожрал СПИД. Мою Родину сожрал СПИД... Нашу Родину сожрал стыд».
Вдохновенно и спокойно на фоне тихой мелодии читает «Проводник» — песню-метафору, размышление о сиротливом путешествии в этой жизни, как в поезде дальнего следования («куда они едут?») разных людей.
«Наша борьба подошла к концу, на стене телевизором тюремная клеть. Спор о начале вновь подвел к яйцу, мы сидим за столом и пьем свою смерть. Солдаты духа, мы горим в трусах. Слишком много эротики, да мало любви…И мы дарим друг другу время на память. Россия — женщина с героическим прошлым. Немного светлым, немного пошлым… Я думал, она мать, оказалось — beer, я для нее неактуален и вреден. Но я достаточно богат, позвольте, леди, печально смотреть на мир» («Напиши Мне, Напиши»).
Шевчук не один. Помимо молодых музыкантов (кажется, свежая кровь пошла группе на пользу) ему подпевает бэк-вокалистка Алена Романова, которая добавляет песням Шевчука нечто нутряное, фольклорное. В «Напиши Мне, Напиши» они танцуют на краю сцены, а люди кричат «Круто! Круто!».
В жесткой «За Тобой Пришли» на экране задника мы видим суицидальные больничные палаты, а на экранах, установленных с двух сторон от зрительного зала, в черно-белом цвете, сливающим всех в одну массу — видим уже самих себя.
Зрители кричат Юрию Юлиановичу о желании другой песни:
— Свобода! Свобода! Свобода!
— У нас все песни про свободу. И про Родину.
— А про любовь?..
— И про любовь. Следующая песня «Новая Россия».
В скоростной «Новой России» появляется лирический герой — молодой парень, не интеллигент, не гопник – некто средний.
Он шатается и злоупотребляет благами и пороками цивилизации. Измазанный то ли грязью, то ли нефтью, вылезает из вод Невы — возрождается.
И — так дальше. До любимых поклонниками «Когда Ты Была Здесь», а затем до не менее любимой, и ключевой, подтекстной для «Иначе» и Шевчука «Песни О Свободе».
Завершение концерта — абсолютная гармония и покой: «Завтра все будет иначе, завтра все будет иначе, это юго-западный ветер вырвался из пустоты» («Юго-Западный Ветер»).
После всего Юрий Шевчук шутливо посетовал:
«А где цветы, друзья мои? Где цветы, эх, ты... Небольшой театр – понятно…». Затем представил новых музыкантов, о себе сказал уже хрестоматийно, с отсылкой к ВВП: «Ну и я, музыкант Юра Шевчук».
Тут же на сцене была организована пресс-конференция. Шевчука спросили о политике, он оглядел зал и заметил, что «всех политиков сегодня приглашал, но пришли только несколько ребят» (кажется, в зале был замечен Немцов с молодой спутницей). Когда от зрителей последовал неизбежный вопрос про Путина, Юрий Юлианович был краток и прекрасен: «Лучше, если Путин придет к нам на премьеру, чем мы к нему на премьеру».
Также лидер DDT рассказал, что авторов для создания видеоряда к «Иначе» искали долго. Никто из двух столиц группе не подошел, но нашелся человек из Киева — режиссер Алексей Сай. Самого Юрия Юлиановича в клипы решили не включать — дескать, хватит и на сцене. И там же на Украине нашли актера для видео, т. н. «сквозного персонажа» — типичного, по словам Шевчука, представителя современной молодежи.
Тур по стране может затянуться на год-два. Предполагается две программы. Одна — «Иначе», другая — «Сольник». В небольших городах, где тысячные залы и куда не привезти всю аппаратуру, будут играть камерную – «Сольник».
Сет-лист репетиции
Родившимся Этой Ночью
Солнечный Свет
Эй, Ты, Кто Ты
Пустота
Кризис
Проводник
Напиши Мне, Напиши
Встреча
За Тобой Пришли
Новая Россия
Вокруг Китай
Песня О Времени
Когда Ты Была Здесь
Песня О Свободе
Юго-Западный Ветер
Организатор: "Euroshow"
Фото: Светлана Щагина
Ж. Л.