Независимая Россия: прекрасный чудный мир, которого нет

15 мая 2013 года, 18:17 0
Прекрасно быть рок-группой в толстых биографиях от маститых авторов – вот ты ездил в тур, где тебя смотрели по 30 человек, ел гамбургеры, а потом попал в чарты и припал к алчной машине шоу-бизнеса.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Прекрасно быть российским журналистом – следишь в интернете за новыми местными группами, а их все больше, и почти каждая играет так же круто, как аналогичная западная. И пишем мы про них, пишем, хвалим. Интервью, анонсы, фотографии. Приходим на концерты – выясняется, что активная поддержка и хороший вкус отнюдь не гарантируют полного зала. Да что там – хотя бы уверенно заполненного зала.

Ничего, тешат себя независимые авторы и музыканты: инди-культура не может понравиться сразу. Будет у нас, как в Европе. А пока можно жить в собственном мире, представляя, что вокруг – Манчестер или Сиэтл.

На следующий день после обсуждения идеи этого материала пришло известие, что МВД Абхазии запретило проведение фестиваля «Future Sound of Russia» – а он должен был вот-вот начаться – и публика ехала-летела, и группы.

«FSOR» мог стать первым крупным оупен-эйром условной новой музыки. Но сначала изменилось место проведения – отъехали от моря, - потом из лайнапа выкинули несколько ключевых команд. Тем временем впали в кому еще несколько фестов – и мэйнстримомых, и независимых.

Но при этом на взгляд человека, живущего в Москве и Питере, все кажется более-менее сносным – и группы западные приезжают, часто, вроде бы, окупаются. И шмотки в магазинах продаются. И скачивать музыку, и обсуждать ее можно бесконечно.

И, кажется, есть в России, как говорят, заповедные регионы, откуда приезжают обласканные прессой команды – Самара, Казань, Ростов-на-Дону, Калининград, Сибирь (она далеко, так что похожа на отдельную страну) и так далее. Каждый город считает, что только у него дела идут плохо, в отличие от соседей.

И кажется, если от каждой появилось три-четыре отличные команды, значит, остальные должны быть хотя на уровне.

На самом деле все это чушь.

Вспомним историю Сиэтла. Несколько хвалебных статей английских авторов превратили город в главный островок культурного шока. Им повезло – NIRVANA записала свой сингл, пошла волна – и вот уже самые идиотские бэнды ищут, куда ставить подпись в контракте.
Каждый журналист хочет стать Саймоном Рейнольдсом или Лестером Бэнгсом – человеком, который поймает явление на взлете. И прославиться в веках.

Проблема в том, что ныне уже не та эпоха. Мы имеем кучу команд, о которых пишут в прессе – но они собирают стабильно по 200-300 человек. А то и 20. И это не только в России, но и на Западе. Возможно, там людям проще ездить из города в город – свое оборудования, расстояния небольшие, публика лояльнее. У нас же каждый тур – это подвиг. Андрей Ромашкин, директор группы 2 DOLLARS GAT и тольяттинского клуба "Бит.com", говорит что на одни концерт их тура приходило 100-200 человек, на другие – 10-20: «Москву, Петрозаводск, Нижний, Казань, Пермь, Самару, Тольятти (где все в порядке с публикой) сменяли такие города как Пенза, Псков, Великий Новгород, Мурманск, куда инди-музыка только начинает приходить».

С другой стороны, есть порицаемая альтернативная сцена, о которой мало кто пишет – но тамошние команды, типа ПСИХЕИ и БИОПСИХОЗА, забивают залы тысячами поклонников. Можно кривиться, отворачиваться, говорить о дурном вкусе – а можно просто подумать, что тебя тянет на европейские тренды, а не российские.
 

С третьей стороны, обласканная профильным каналом и журналами эмо- и металлическая культура также теряет свои позиции: последний тур одной известной группы с треском провалился - в тысячных залах стояло по 200 человек.

Все это напоминает ситуацию в поп-мире. Есть некие артисты, покупающие места в чартах и телевизоре – и зарабатывающие на корпоративах. А есть Стас Михайлов с Григорием Лепсом, которых на ТВ встретишь не часто – но у них даже продажи дисков зашкаливают – и это в то время, когда CD умирает.

Получается форменное надувательство. Вроде бы привычное для продажной попсы, но удивительное, на первый взгляд, для независимых артистов.

Феномен группы ЛЕМОНДЭЙ доказывает, что существует параллельная реальность, где две плохо поющие и играющие барышни внезапно становятся героинями новой волны. Хотя народу собирают немного.
 

И это хорошо с точки зрения того, что журналисты не вступают в сделки с совестью – они пишут про то, что им нравится, а не то, что диктуют продюсеры. Они находят «звезд» в тот момент, когда те только вывешивают в сеть записанные на репточках треки и даже не помышляют о чем-то большем. Очевидно, им выдают огромный кредит доверия.

Александр Горбачев, к должности замредактора "Афиши" прибавивший статус промоутера (в этом сезоне он проводил каждые две недели концерты в рамках "Среды Горбачева" в "Икре" и издавал на собственном саблейбле при «Союзе» самые любопытные команды), так отвечает на мой многосоставный вопрос, который можно сократить до просто "зачем? Ведь все равно это никому не нужно...":
"Ну, а какая разница? Каков функциональный смысл вопроса? Конечно, это про символический капитал, а не реальный; про создание среды и все такое. И чего? Я уже говорил неоднократно, что меня не очень волнуют "будущее" и "перспективы", когда есть такое настоящее. И потом - что значит, "все равно". Аудитория тех же СБПЧ и НАРКОТИКОВ выросла за год-полтора количественно, аудитория какой-нибудь ДИВИЗИИ ИМЕНИ МОЕЙ БАБУШКИ растет и будет расти. То же касается PADLA BEAR OUTFIT и многих других".

Горбачев по-своему прав - если судить по Москве и Петербургу (по северу - в меньшей степени). С начала нулевых мы видим качественный рост музыкантов, публики, которая валом валит на раскрученные в прессе имена. Хотя и здесь бывают провалы.

Очевидно, что столичная пресса, даже в эпоху Интернета, не может влиять на умы регионов. Тут, видимо, важнее вопрос личного доверия к продвигающему ту или иную команду. Москва и Петербург в данном случае – далекие большие города.

Чтобы не быть голословными, мы опросили местных представителей инди-культуры о положении дел.
 

Великий Новгород

Кира Лао, возглавляющая одноименную группу, резко говорит: «Мне кажется, что феномена локальной сцены, о котором сейчас говорят в прессе, нет. По крайней мере, в нашем городе. Информацию о том, кто, сколько собирает, и что на этом зарабатывает, разглашать не буду. Это не выгодно мне как промоутеру, плюс не хочется портить репутацию артистов.

Могу сказать, что на своих мероприятиях я почти ничего не заработала. Артисты тоже если что и получали, кроме оплаты дороги, то тут же и оставляли в баре. (Ну, разве только несколько фэнов в залог на следующий приезд.) Замечу, я работала только с теми музыкантами, которые не просили гарантий. Были группы, которые очень хотелось привезти, но мы отказывались, потому что гарантировать 15000, 20000, да даже 10000 рублей - это риск. Сейчас живой концерт, собравший 100 человек это удача. На моем последнем было 25. Так что, о какой локальной сцене можно говорить?!»
 

Ростов

Участник группы MOTORAMA Максим Поливанов, которая во многом формирует имидж города, отвечает: "Могу точно сказать, что никто не решается привозить TESLA BOY или NARKOTIKI, потому что нет никакой уверенности, что придет достаточно людей. Есть ли активная молодежь? По каким критериям? Вот у нас проходят вечеринки "Banquet", которые Влад с Сашей из MOTORAMA проводят. Там играет новая музыка, балеарик, витч-хаус, да и просто электро-поп. Вот эти вечеринки по 200-300 человек собирают, это, наверное, и есть активная молодежь. Сцены в городе особой нет, кучи групп нет, интересные концерты даже не каждый месяц бывают. На нашу RITMIKA придет, наверное, человек 70. На PUNK TV, может, 100".
 

Екатеринбург

Александр Гагарин, лидер группы САНСАРА (и арт-директор местного бара «2КУ», то есть человек, плотно знающий положение дел в этом бизнесе), рассказывает: "Cобирают залы именно местные - САНСАРА, ОБЕДВЕ, ALAI OLI, АЙФО, КУРАРА... - больше, чем TESLA BOY, NARKOTIKI, МОРЭ & РЭЛЬСЫ, CHEESE PEOPLE и так далее. Мы с КУРАРОЙ на специальный концерт собрали 600 по билетам, для нас это очень хорошо. А так - около 100-200 человек на перечисленных мной группах. Все привозные шли в ноль, то есть лишь отбили расходы. Но это хороший показатель. Единственные из привозных, на которых получилось заработать - это, как ни странно, СБПЧ (больше 200 человек - при том, что в соседнем Челябинске было 20). Местные знают местных и идут на них. А про тех же TESLA BOY уже не все в курсе. И, к примеру, Москва осталась дико довольна 4 ПОЗИЦИЯМИ БРУНО, тоже наши. Но у нас спокойно все на их счет, они в своем кругу узком...

У нас тут сейчас реально жизнь кипит. Может быть, я преувеличиваю, просто находясь в эпицентре, зная тусовку и фриков, и техно-диджеев. Но даже если и так, у меня есть такое ощущение. По-хорошему, недавний «Пикник Афиши» надо было делать у нас, а не в Перми, людей было бы много больше и актуальнее...»
 

Казань

Еще один якобы центр локальной жизни. Айдар Хуснутдинов поет в группе WHO ARE THESE MEN и делает множество концертов - от акустических маленьких до выступлений рок-звезд. Он представляет подробный отчет по каждому гигу: «ГДР - первый только окупился, но прошел отлично, в результате чего второй собрал очень много народа и прошел в плюс, третий окупился. ПИЛОТ - прошел в большой минус. ТОРБА-НА-КРУЧЕ - небольшой минус. ON-THE-GO - в минус».

Хуснутдинов говорит, что из местных рок-команд три способны собрать публику на сольный концерт - за 200-300 рублей: татарский чудо-певец Мубай (сделал это в апреле), LOVE-FINE (на презентации сингла), ДОМ КУКОЛ (регулярно). «Успешно проходят все "привозы" промоутера Андрея Шафоростова: TESLA BOY, CHEESE PEOPLE и в том же духе. Хороший вкус и целеустремленность, кажется, помогают ему формировать в городе активную аудиторию слушателей живой музыки. Всегда хорошо идут трибьюты THE BEATLES, NIRVANA, Виктора Цоя, фрик-концерты, а также большие солянки прилично играющих групп. Нужна хотя бы одна площадка, где не будет случайных и плохих концертов, тогда ситуация изменится. А для этого как раз необходимо наличие сплоченной местной "сцены", к которой начинающие музыканты могут тянуться. Сейчас, конечно, сцены в этом смысле нет. Существуют группы, играющие сами по себе. Да и промоутеров, способных постоянно делать качественные и интересные концерты, не так много».

Сам Шафоростов (менеджер LOVE-FINE) оптимистичен, хотя и предупреждает: «Прошу тебя помнить о том, что я даю оценку только своей деятельности, а не берусь говорить о концертном рынке города в целом».

Он говорит: «Интерес аудитории есть и, более того, она (аудитория) становится больше. Другое дело, что все это не происходит просто так и с публикой приходится работать. Казань определенно гораздо более лакомый кусок, нежели многие близлежащие города. Конечно есть Ижевск, но в общем - ситуация весьма плачевная. На приезжих артистов (например, NARKOTIKI или TESLA BOY) приходит до 500 человек. Не знаю, можно ли назвать казанскую сцену развитой, скорее развивающейся и работают на ней, конечно, энтузиасты. Но если не пускать процесс на самотек, то эти энтузиасты могут достичь существенных успехов». Заметив, что на состояние Казани влияет и ее общее развитие, и близость к Москве, Шафоростов утверждает: «Аудитория наших вечеринок делает хороший бар, который с лихвой покрывают любой рок-концерт в том же «Маяковском» (главная лайв-площадка – Р. К.), но тягаться с какими-нибудь вечеринками в «Эрмитаже» (главный клуб города – Р. К.) мы, конечно, не можем».
 

Самара

Борис Елатомцев, менеджер группы BAJINDA BEHIND THE ENEMY LINES, в ответ на мои вопросы сначала просто перечисляет итоги сезона. Весьма красноречиво.

Иностранный битбоксер DUB FX - 650 проданных билетов, промоутер оказался в "минусе" из-за большого количества расходов и достаточно низкой цены на билет.

BBTEL и ON-THE-GO - 320 человек. Джейсон Уэбли - в минусе. NARKOTIKI - 125 человек. BBTEL - 350 человек. CHEESE PEOPLE - 850 проданных билетов, 1000 человек в зале - это пока абсолютный рекорд посещаемости подобных концертов в Самаре. БАРТО - 70 человек (за окном 35 градусов мороза). CHEESE PEOPLE и 2DOLLARS GAT - 400 человек. МОИ РАКЕТЫ ВВЕРХ - 230 человек. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ - менее 100 человек. BBTEL И SAKURA - 350 человек. MIAMI SCISSORS и JIU JITSU - 30 человек.
MARI! MARI! при поддержке трех местных групп собрала 110 человек.

АССАИ - 350 человек. ГДР - 15 человек. 27 мая концерт в рамках российской презентации фестиваля «TransMusicales» посетили 200 человек. На американцев HORSE THE BAND пришло 100 человек.

Борис резюмирует, что сезон был «удачным скорее для публики, нежели для промоутеров». «Окупаемость иногородних артистов зависит от условий, на которых они приезжают. Мы и CHEESE PEOPLE уже давно играем в Самаре за процент от входа, так как это выгодно. МОИ РАКЕТЫ ВВЕРХ, АССАИ тоже играли за процент и остались довольны. Многие из приезжающих за фиксированный гонорар принесли сильные убытки ребятам из главного инди-агентства «JBC» и собрали мало людей, несмотря на обильную рекламу. Дело в том, что не всегда собирающие местные группы могут поддержать концерт своим участием, и не всегда это интересно группам и организаторам.

Местную сцену назвать большим явлением пока нельзя. Большинство местных молодых групп практически ничем не отличаются от таких же групп в других городах (хотя пару новых местных групп я для себя отметил в последние пару месяцев, но живьем их не слышал, и непонятно, хороши ли группы на самом деле)».

Борис отмечает, что самым крутым местным музыкантам - 25-30 лет, они знакомы друг с другом с начала 2000-х. И публика любит ходить на них, общаться со старыми друзьями. При этом крутых групп всего две - BBTEL либо CHEESE PEOPLE (в последнее время появилась надежда, что к ним присоединится ON-THE-GO).

«Тут нет ни музыкальной прессы, ни вменяемых радиостанции, да и площадка в городе всего одна адекватная (остальные места, проводящие инди-концерты, нельзя назвать концертными площадками ни в плане звука, ни в одном другом плане, потому и собираются на концерты, проводимые в таких местах, только друзья выступающих музыкантов). Учитывая посещаемость и расходы на привозы, не уверен, что обилие и разнообразие инди-концертов в Самаре продолжится, если, конечно, на них не обратят свое постоянное внимание местные спонсоры, как они иногда делают в случае участия в концертах BBTEL и CHEESE PEOPLE. На данный момент развивают тут все энтузиасты, и развивают, в основном, за счет своих убытков».
 

Здесь твоя родина, сынок

Очевидно, для настоящего развития в рамках огромной страны нужно не внимание Москвы, а внутренние ресурсы – то, о чем говорит Елатомцев. Несколько брендовых заведений в Москве и Питере, конечно, можно забивать еженедельно модными командами (хотя столичные организаторы постоянно заявляют, что десять раз подумают, прежде чем везти какую-либо группу через Петербург). 

Но потом им все равно придется ехать в Рязань, Нижний, Омск и Хабаровск, чувствуя себя пионерами Дикого Запада. Которые, скорее, не могут поступиться принципами, чем взглянуть на мир здраво. Возможно, мечты и недюжинные старания приведут к расцвету музыкальной культуры. Но ситуация все равно сложится так же, как и в государстве – без децентрализации – никак. Конечно, победы в первопрестольной превращают команды в статусные на родине. Но лучше всего бы им стать героями на районе.

Радиф КАШАПОВ

Комментарии
Отправить
26 октября состоялось выступление группы «Сансара» в клубе Fish Fabrique, который принимает их уже не впервые. На этот раз концерт был посвящен выходу нового альбома «Игла» и пятнадцатилетию команды.
01.08.2013, 13:17 0
Вообще-то я против наркотиков. Драгдилеры с грязью под ногтями и блуждающим взглядом не входят в список моих контактов. Но тут дело в другом. Речь идет не о таблетках и порошках, а о группе с крикливым названием Narkotiki.
16.07.2013, 16:10 0
Молодящаяся, но уже не очень молодая екатеринбургская группа САНСАРА до сих пор пребывает в странном дивизионе отечественной музыки. Обозреватели разной масти со сдержанностью, но усердно посыпают их уместными комплиментами, Илья Лагутенко декламирует цел
21.05.2013, 14:14 0