Родился он ввиду того, что открывали и закрывали главную сцену (а также мой личный, по собственному расписанию, "Пикник") ОБЕ ДВЕ и Земфира соответственно, свой главный хит мэйнстрим-открытие года с Урала не сыграть не могло, да и главная певица страны (безо всяких копирайтов, так и есть, признайтесь) с прошлого осеннего тура ни разу не обходила вниманием кавер версию нетленки Цоя. Однако, волею случая, заголовок оказался неактуальным, а что-то вроде «От "Пачки" до "Хочешь?"» звучит уже менее интересно.
На часах половина первого, солнце печет совершенно безжалостно, перед сценой народу пока немного, но играет длинная интродукция, ведущая к первой песне сета группы ОБЕ ДВЕ. Группа в начале года образовала локальную сенсацию с альбомом "Знаешь, Что Я Делала" (не без помощи журнала "Афиша", который сейчас для независимых музыкантов является таким же трамплином, каковым в начале нулевых для поп-рока было "Наше Радио"), и совершенно логично открывала программу главной сцены. Их игривый диско-рок явно предназначен для раскачки публики, но та или ещё не проснулась, или ленится отдавать силы под палящим солнцем, и на первые несколько вещей откликается исключительно аплодисментами. Хотя фанаты в зале у коллектива имелись – оглядываясь на публику, видел, как многие подпевали, а у звукорежиссерской рубки стояли две девушки в красных перчатках (слушайте заглавный трек альбома). В итоге же, ОБЕ ДВЕ стали жертвами недоразумения. После ряда нецентральных альбомных вещей, группа сыграла "Пачку", на которой народ начал-таки раскачиваться и, продолжив известной кавер-версией на "Забавы" МУМИЙ ТРОЛЛЯ, по идее должна была зарядить финальный блок хитов ("Улицы" и "Милый", как минимум). Но за кулисами кто-то показал группе характерный икс-образный жест двумя руками, вокалистка Катя недоуменно сказала "Всё, пока", и публика в таком же недоумении пыталась понять – всё это или нет. Оказалось, что всё, и всеобщие крики "Ещё!" уже не помогли (народу собралось к тому времени уже порядочно). На следовавших дальше поляков L.STADT смотреть уже не хотелось, и я нисколько не пожалел, что предпочёл их следующей группе.
На сцене "Делай меня точно", целиком состоявшей из героев одноименного трибьюта группе МУМИЙ ТРОЛЛЬ, играли MOREMONEY. Несмотря на не совсем сложившееся выступление на "Аванте", хотелось посмотреть группу ещё раз. И я, признаться, не пожалел – при том, что репертуар отличался не сильно, впечатление от группы было совсем иным. То ли дело в публике, которой было уже нестыдное количество, то ли музыканты в другом настроении были, но, при прежних составных частях, пазл сложился совершенно иначе. И, как оказалось, группа отыграла в моём условном хит-параде вообще лучший сет за день. Если вы ждёте какой-то конкретики – я вам её не скажу, просто по общему впечатлению в тот день у группы всё получилось на ура, несмотря на некоторые проблемы технического характера. Завершали они свой сет аж двумя каверами на МУМИЙ ТРОЛЛЬ – сначала не очень впечатливший в записи, но очень "покативший" живьём на "Дельфинов", а после со сцены ушла вокалистка Надя, и заиграла версия "Невесты", сделанная штатным участником группы, мастером извлечения из себя различных невероятных музыкальных звуков, Галуном. Пел, впрочем, не только он, но и творческий лидер коллектива Иван Калашников, справляющийся в лайв-версии коллектива с сэмплером. Пели они смешно, а в конце композиции на сцену обратно выбежала Надя с надетой на голову фатой и стала раскидывать в зал белые букетики. В это время кавер-версия превратилась в дэнс-безумие, под которое срочно захотелось заплясать (к тому же Надя стала подпевать, что композицию ещё сильнее украсило).
Как только доиграли москвичи, с главный сцены заслышались ритмы с хитрыми барабанными сбивками и уверенно звучащей бас-гитарой – ввиду того, что я не так уж давно на концерте ZORGE уже бывал, изначально во время их сета я хотел обойти территорию «Пикника», но так уж получилось, что я это уже сделал. Ещё не вышедшие на пластинке песни я даже узнаю, играют, конечно, хорошо, но солнце, солнце... Так что после дежурно отслушанных нескольких вещей пора идти остужаться в тени деревьев.
Остужаюсь, значит, сижу вместе со столь же утомленными солнцем, но, услышав вдалеке слова "Любите девушки, простых романтиков..." понимаю, что пора идти обратно к главной сцене. Там лихо начали играть БРАВО, столь же лихо перепрыгнув нон-стопом на "...Это ты, мой город Москва". Как только я определяюсь с местом просмотра концерта (перед сценой пространство заполнено плотно и пробиться близко не так уж и легко), маэстро Хавтан делает мне царский подарок с плеча, и играет мою любимую песню группы БРАВО "Замок Из Песка". Не такой уж и массовый хит, однако, на просьбу подпеть публика отзывается. Дальнейшее действо подробно описывать смысла нет – БРАВО оказались, как никто, впору и вовремя. Этим песням идёт яркое солнце и Москва-река позади, эти песни все знают с детства-юности-молодости, и поэтому совершенно самозабвенно под них танцуют и подпевают. Помимо прочего, сыгран новый сингл "Мода" (очень хороший), а ещё, с разрешения Хавтана, один уверенный в себе молодой человек с нескрываемым волнением сделал со сцены предложение одной девушке. Операторы перестарались, правда, со съемкой поиска этим парнем своей избранницы, а также последовавшего разговора, а сами БРАВО тем временем заиграли "In The Deathcar" Игги Попа. Парню, конечно, "Like" за смелость, как собственно и группе БРАВО – закончили они "Васей" и "Королём Оранжевое Лето", окончательно утвердив свой безоговорочный фестивальный триумф.
Время за очередным походом за водой, иначе в эту жару совсем было невозможно (уж извините за частоту упоминаний, но ведь действительно так и было). Выпив очередную поллитровую бутылку залпом, возвращаюсь на только начавшей MARINA & THE DIAMONDS. Марина очень красива, выглядит как поп-звезда восьмидесятых, ну а о дальнейшем расскажет моя коллега Екатерина Фомина, чьи фотографии вы обычно наблюдаете здесь вместе с моими текстами.
...На главной сцене после «Браво» выступала MARINA & THE DIAMONDS. Марина всегда говорит, что ее бриллианты – это слушатели, это же она заявила и зрителям, собравшимся перед сценой. Певица рассказала, что ее отец знает русский, и сама попыталась сказать на нем пару фраз. Кроме банальных «Привет», «Как дела?», Марина попыталась сказать «Я люблю русских мальчиков» (получилось не с первого раза). Марина эпатировала публику: танцевала с плюшевым гамбургером, прыгала с черлидингскими помпонами и вообще стянула короткую сиреневую юбку, оставшись в еще более коротких шортах. Но основное внимание поклонники творчества все же обратили на музыку Марины: сошлись на том, что студийные записи проигрывают перед живым звучанием. Прозвучали почти все песни с релизов MARINA & THE DIAMONDS: «Hollywood», «The Outsider», «Mowgli's Road», «Are You Satisfied», «Oh No», и напоследок «Shampain». Помимо прочего была сыграна и новая вещь «Living Dead».
Пока Катя наблюдала за Мариной с бриллиантами, я охлаждался в тени имевшихся на территории деревьев. Оттуда был выцеплен товарищем, далее затащившим меня прямо перед сцену на KAISER CHIEFS. Не могу себя назвать большим поклонником коллектива ("Off With Their Heads" – вообще ужасный лонгплей, как по мне), но старые хиты мне знакомы, да и последний альбом я прослушал не без удовольствия (да, все двадцать песен). Тем не менее, несмотря на два десятка вещей последнего диска и достаточный бэк-каталог, сет-лист группы ограничился лишь дюжиной пунктов: половину на первые два альбома, половину – на крайние два. Вокалист Рики вёл себя так, как себе обычно и представляют фронтмена рок-группы – носился по сцене как угорелый, безжалостно раскидывал комбики, микрофонные стойки и, собственно, микрофоны, то и дело швыряя их то на сцену, то под неё, а то и вовсе в толпу, а также забавно заигрывал со съемочными камерами (что незамедлительно транслировалось на экранах). Собственно группа звучала весело и громко, но, на поверку, не так уж и много у коллектива вещей, под которые обычно наступает массовый экстаз. Даже вроде как хит "The Angry Mob" начинается совсем не как песня "стадионного масштаба" (однако, в нём всё решает маршеобразный финал, в котором действительно не устоять на месте). Растянутая финальная "Oh My God" достойно завершает крепкий финальный сет, который не хочется награждать восторженными эпитетами, но и не за что упрекнуть. И вновь слово Екатерине, посмотревшей выступление англичан не до конца.
...Были даже те, кто все-таки предпочел KAISER CHIEFS выступления на малых сценах. Например, на территории «Gap» играли самарские CHEESE PEOPLE. Слышала вживую их в подвале на Моховой пару лет назад – в кафе «Дума», с тех пор звук существенно поменялся, а вот в репертуаре по-прежнему песни с первого альбома и знаменитое «Ua-a-a!»
После выступления «сырных людей» по расписанию был заявлен «Специальный гость», посмотреть, кто же это будет, собралась значительных размеров толпа. Полицейские, чья голубая форма гармонировала с розовыми плакатами «Пикника», лениво выстроились по периметру сцены. Все стало более менее понятно, когда из-за кулис начал выглядывать бородатый Юрий Цалер, гитарист МУМИЙ ТРОЛЛЯ. Через пару минут вышел и сам Илья Лагутенко – в черно-белом шарфе и больших черных очках. «Вы знаете, что мальчики и девочки будут делать на главной сцене, на это уже неинтересно смотреть. А у нас все новое». Действительно, на сцену Илья пригласил никому не известную шотландскую группу BLACKTZAR, которая сделала ремикс на песню «Утекай». Лагутенко признался – не думал, что так далеко слушают МУМИЙ ТРОЛЛЯ. После безумных шаманских танцев Лагутенко удалился со сцены, оставив шотландцев наедине со своими электронными миксами и публикой, которая постепенно начала разбредаться...
А у меня снова перерыв на попить-поесть. Возвращаясь к главной сцене, наблюдаю за парой песен воссоединённых HOLE. К сцене, опять же, не подобраться, солнце, опять же, безжалостно, а, заслышав первые аккорды песни "Celebrity Skin", куда-то вглубь толпы перед сценой убегает и стоявший рядом товарищ. Я дослушиваю песню до конца и решаю переместиться на другую сцену, потому как фанатом творчества Кортни Лав никогда не был. До сцены «Galaxy» идти как-то далеко, хотя там и играет Mujuice, автор нашумевшего творения "Downshifting", не оставившего равнодушным и меня (в позитивном смысле). Но туда всё-таки дошла Екатерина, ей, собственно, вновь слово.
...Те, кто не хотел смотреть на постаревшую вдову Кобейна в кокошнике, нашли отличную альтернативу на сцене «Galaxy» – здесь выступал Mujuice. Трудно было представить, что под минимал-техно и тексты с придыханием можно нормально танцевать. Однако даже под «Утро, Которым Мы Умрем» хипстеры отплясывали. Рома вышел на сцену в кепке со смайлом, солнечных очках и с гитарой в руках. Без лишних слов и комментариев отыграл вышедший в марте этого года альбом и заключил треком «1997» («Я бы трахнул небо бы, трахнул звезды бы я»). После сета поклонники писали «Петь он не умел и не умеет, не за это же его любят». Действительно, шепот Ромы со сцены и электронные мелодии звучали на опен-эйре как-то гармонично: свежий воздух, зеленая трава и хипстеры, которые отчаянно ее топчут в танцевальном экстазе. Толпа, как мантры, повторяла за Ромой: «Ничего-ничего-ничего, милый друг!» или аналогичное «На луне, на луне так себе, так себе»...
Тем временем, я смотрю на сцену "ДМТ", где играет PADLA BEAR OUTFIT. Интересует меня не сколько собственно песни PBO (хотя, не без этого), а обещанная коллаборация с Ильей Лагутенко. По сравнению с выступлением в прошлом году, группа стала звучать ещё прямолинейнее, громче и брутальнее, играя совсем новый материал и практически неузнаваемо переиначивая старый ("Жало" я узнал не сразу, допустим). Рока, в общем-то, давали побольше, чем HOLE. В пару десятков раз. Ну и долгожданный момент – выходит как всегда выглядящий и одетый куда моложе своих лет Илья Лагутенко с бас-гитарой наперевес, и звучат первые грозные аккорды падлабировской версии "Сайонары Диско". Автора песни сначала не слышно вовсе, а после понятно, что тот не всегда попадает в ноты, но со сцены песня всё равно несётся ураганом, особенно когда Лагутенко начинает петь куплет. Для меня эта песня стала лучшим моментом всего «Пикника» – ну, по энергетике уж точно оставили они всех далеко позади.
Ну и "главное блюдо" вечера, только ради которого и пришла часть зрителей "Пикника", и ради которого опознаваемые внешне фанаты (фанатки, если быть точнее) проторчали у главной сцены часов с двух дня, несмотря на солнце и жажду. Публики собирается как никогда много, я, устроившись где то на горке перед сценой, понимаю что так ни хрена не увижу и бегу к сцене, но близко встать не получается, а тут выходит Земфира и поёт "Без Шансов", как бы намекая, что пробираться дальше бессмысленно. Пора наслаждаться концертом. Который собрал довольно удивительную программу, отличавшуюся от выступлений на "Максидроме" и "Премии Муз-ТВ". Кроме уже засвеченных там композиций, в ней сошлись и кое-что из отыгранного осенью мини-тура, и новая вещь "Деньги" (крайне неоднозначная), и даже вещи в оригинальных аранжировках (так прозвучали "Мачо" и "Прогулка"), что для Земфиры образца последних лет четырех как-то совсем неожиданно. Переосмыслению подверглась "Я Полюбила Вас", от пышной аранжировки и помпезности которой остались лишь лиричные гитарные проигрыши и исполнение чуть ли не шёпотом. Получается, что осенний тур, изначально казавшийся экспериментальным, оказался новым вектором движения в творчестве певицы, и, учитывая, что уже скоро выйдет альбом, никаких принципиальных изменений в концертном звучании ждать не стоит. Заканчивается всё фейерверком под вывернутую наизнанку "Хочешь", сыгранную на бис, хотя на бис ожидалась традиционная уже "Попробуй Спеть Вместе Со Мной". Не знаю, почему в этот раз артист отказался от этого творческого приёма, но выглядело бы это как-то символичнее. Сам сет оставил меня в несколько смешанных чувствах – что-то меня в нём смущало, и какого-то грандиозного целостного впечатления, как то было с последними увиденными мной концертами Земфиры, увы, не случилось. То ли песен в итоге оказалось маловато, то ли смутил такой "букет", собранный из разных программ.
Несмотря ни на что, праздник в очередной раз удался, и в очередной раз жалеешь, что день пролетел так быстро, и это ты только музыку слушал – и в бассейне не плавал, и в маркете не закупался, и на дискотеке "Рихтер ФМ", обливая друг друга из леек, не танцевал, и с видом на Москву-реку не посидел и книжку не почитал, и лекций никаких не послушал, в общем, всего не успел. За десять часов времени это, впрочем, и не представляется возможным физически. Можно, конечно, совершенствоваться в плане музыкальной программы, изысканности пищи на фудкорте и разнообразия представленных площадок для развлечений – такое мероприятие у нас всего лишь одно, и устроители, уже имея богатый опыт проведения мероприятий, вряд ли оплошают. Другое дело, что все фестивали требуют развития – вот и хотелось бы, чтобы «Пикник» уже переходил минимум на двухдневный формат, чуть сняв напряжение с музыкального расписания, и дав возможность заняться на территории «Пикника» чем-нибудь ещё (благо, есть чем), не жертвуя сетами интересующих групп. А было бы идеально вообще превратить его в европейский фестиваль с концертной программой, начинающейся часов в шесть-семь и уходящей в ночь, оставив все лекции, бассейны, мастер-классы и прочее на день... Но тогда "Пикник" надо увозить куда-то как минимум в Подмосковье, а это уже совсем другая история.
Организатор: «Мельница Интернешнл»
Фото: Екатерина Фомина, при участии Сергея Мудрика
Сергей Мудрик, при участии Екатерины Фоминой