Выпустив в 2001-м альбом «Всевозможно», группа не стала погружаться в пучину формата, издав впоследствии два диска, на котором поп-роковые шлягеры соседствовали с нойзовыми и электронными экспериментами. Альбом «Ю ЛА» был еще более резок по содержанию, как раз тогда в музыке стали появляться танцевальные ритмы и клавишные. Два последних релиза группы легально появились в Интернете. «Пожары» записан в редком для России жанре «spoken word» совместно с поэтом-земляком Сергеем Даниловым. «69» вообще не похож на прошлую САНСАРУ. Очень взрослый альбом, с хитрыми аранжировками, весьма неоднозначными текстами, между дискотекой и кабаре. Также случилось еще два важных изменения: из квартета группа стала квинтетом. А Гагарин с некоторых пор работает арт-директором модного екатеринбургского клуба «2КУ».
FUZZ: Вот скажи про «69» - чем он вдохновлен? Вы же всегда пытались делать такие, independent-альбомы…
Александр: Суть его не в индепенденте. Там нет никакой истории, мол, давайте сделаем индепендент-индепендент! Просто так получилось, большая роль в этом Сережи Королева (гитарист и клавишник – Р. К.) и всех его электронных штучек. Ну, и время прошло, клуб появился. В клубе пространства больше. Во всех смыслах больше. Я не говорю, что там вокруг собрались музыкальные снобы-эрудиты. Наоборот, появилось ощущение, что людям все равно, как [звучит запись]. Сначала ты общаешься с кем-то по поводу организации акустики СОБАК КАЧАЛОВА, той же ночью в клуб приходят поклонники минимала, а завтра, условно говоря, алко-поп. Раньше мне казалось, что мир сложнее, а он проще. А раз так – делай, что хочешь.
FUZZ: «69» выложен группой в сеть. Какой эффект от он-лайн-релиза?
Александр: Эффект в том, что его скачают. Денег это не принесет. Но зато он сразу доходит до всех. Альбома «Всевозможно» мы, наверное, и десяти тысяч не продали. «Пожары» бы вообще никто не стал издавать.
FUZZ: О лейблах речь теперь уже не идет?
Александр: Сейчас это абсолютно не нужно, на мой взгляд. Вот есть ребята, которые спрашивают меня… (обращается) Не помнишь, что я тогда сказал тебе?
Из-за стола доносится: «Ты сказал, мол, зачем это надо!»
Примерно так, да. Если там работает твой человек – друг, знакомый, поклонник с хваткой менеджера, – он там всем мозг взорвет и сделает так, чтобы лейбл работал, как, в принципе, должен работать, без знакомых. Но в силу разных причин – и русской ментальности в том числе – не работает. Да и лейблы сейчас посыпались. Мы сотрудничали с «Navigator Records»: Леша Козин отличный директор, все понимает и давно уже не делает ставку на продажу дисков, занимается мобильным контентом. А вообще, я вот где-то читал, что все крупные книжные имена – Алексей Иванов, Роулинг и так далее, - обнаружили маленькие независимые издательства, такие маленькие союзы людей, которым что-то надо, которые что-то ищут.
Есть у нас знакомый в Екатеринбурге Ваня IMAGO, очень хорошо знающий электронную сцену Урала и Сибири и открывающий сейчас инет-лейбл, специализирующийся на определенной музыке. В этой сфере немного по-другому обстоит ситуация с распространением, сами ди-джеи действительно платят за скачивание треков определенные деньги, даже русские. И к музыке относятся более практично. Мы с ним решили, что соберем ребят с разных городов и зимой выпустим альбом «69 RMX» – я уже выложил весь альбом полностью по трекам и дал людям возможность делать с нашим материалом все, что им придет в голову. Посчитали, что нужен именно лейбл для издания подобного релиза. Всегда нужно что-то людей объединяющее. Своего рода «Стойло Пегаса», если угодно. (В 20-е годы в Москве, на Тверской, 37 находилось кафе «Стойло Пегаса»: по сути, литературный клуб, куда часто захаживали Есенин и прочие известные люди того времени – ред.)
FUZZ: В текстах «69» постоянно звучат название брендов, почему?
Александр: Не согласен, ну, с чего ты взял? Не думаю, что часто. Возможно, ты на них просто акцентирован. Я смотрел, когда готовился к беседе: всего 3-4 упоминания – Яндекс, Доктор Хаус и так далее. Я думаю, это не кажется перебором. Их можно заметить лишь в череде чего-либо. Например, в соседстве со Словом о Полку Игореве. Вот мы сейчас пишем новые тексты вместе с поэтом Сергеем Даниловым. И там уже нет ничего такого. Сплошные архаизмы. Просто он дает строчки, я даю, а потом мы смотрим, что получилось. Что-то отбрасываем. Последнее слово, правда, всегда за мной. Нам же петь. А в декабре, кстати, хотим Данилова в Москву привезти.
FUZZ: Тяготит ли музыка прошлых лет, отличающаяся от нынешней?
Александр: Музыкально – возможно, да, тяготит. Как материал – нет. Не смущает нисколько. Какие-то вещи даже удивляют. Было бы интересно сейчас сделать эти песни. «Го!» вот вновь записываем, она волшебная.
FUZZ: А Сергей Королев ушел из команды?
Александр: Он взял, как сам сказал, тайм-аут, но, зная Сережу, думаю, что это надолго. Сейчас нам известно лишь, где он примерно находится. Но он всегда не очень распространялся о себе. Пишет со своей чудесной девушкой Верой сумрачную и красивую музыку. Проект, кажется, называется U-LOOKS.
FUZZ: Саша Кучерова играет на концертах на электронных барабанах. Постоянно будет так делать?
Александр: Пока да. И стоять при этом на сцене. Это нужно, чтобы группа на сцене была в ряд. Чтобы визуально команда также поменялась.
FUZZ: Сейчас в группе два новых человека – гитарист Василий Устюжанин и саксофонист Сергей Карманов…
Александр: Мы искали-искали, а выяснилось, что люди, которые могут играть с нами, всегда были рядом. Два года назад, 2 июля, мы уже выступали в этом составе. Королев тогда уехал в Грузию. Сыграли странный, но офигенский концерт в «2КУ». К тому же и Вася, и Сережа играют на клавишах. Все могут нажимать эти кнопочки! Я себя сейчас чувствую на концертах очень свободно. И, кажется, уже и не понятно, отчего я так раньше переживал.
Радиф КАШАПОВ
Фото: //ficd.ru/