Сплин. За здравие и за упокой

4 июня 2013 года, 11:32 0
Последние полноценные акустические выступления группы СПЛИН проходили в столице почти 10 лет назад, в 2001 году в Театре Станиславского.

Тот концерт был записан и позднее издан под названием "Акустика". После выхода альбома "25-й Кадр" группа практически не исполняла композиции с дисков "Коллекционер Оружия" и "Фонарь Под Глазом", и для ценителей творчества коллектива было приятным удивлениям услышать после долгого перерыва такие песни как "Иди Через Лес", "Три Цвета" или "Скоро Будет Солнечно".

С тех пор группа акустику не играла, а со СПЛИНОМ произошла масса изменений. Альбомов объективно удачнее "25-го кадра" у коллектива не выходило, от былой многословности песни Александра Васильева перешли к постоянным повторениям одних и тех же строк, или хип-хоп-образным речитативам, а музыка стала грубее и жёстче. Плюс, кадровые изменения, включая уход флейтиста Яна Николенко, бывшего вторым лицом группы после Васильева. После похожего на сборник би-сайдов к "25-му Кадру" альбома "Новые Люди" вышла трилогия "Реверсивная Хроника Событий" - "Раздвоение Личности" - "Сигнал Из Космоса", в которой наглядно видны изменения в творчестве группы. Всё это было и звучало на концертах в электричестве.

Но вот по Москве развешаны афиши, в продаже билеты, и на одной из теперь уже главных концертных площадок столицы, «Крокус Сити Холле», СПЛИН вновь играет акустическую программу.

С блаженной улыбкой на лице Александр Васильев начинает петь стартовый трек лучшего, на мой взгляд, альбома группы "Коллекционер Оружия" под названием "Будь Моей Тенью". Признаться, я не ожидал такого "рывка с места в карьер", и с такой же блаженной улыбкой начал подпевать. Продолжил он песней "Три Цвета" и показалось, что лучшего начала не придумать. Васильев и сам, кажется, был в ударе, периодически выделывая руками движения подобные тем, которыми занимается Том Йорк в новом клипе RADIOHEAD. Неожиданно вступают электронные ударные (барабанщик Алексей Мещеряков играет на соответствующей установке), и когда из гитарной гармонии становится ясно, что это "Бонни И Клайд", зал взрывается апплодисментами. После гитарист Вадим Сергеев берет в руки укулеле и группа начинает "Жертву Талого Льда" и, казалось бы, чего ещё желать.

В конце песни Васильев, растягивая слова и так же забвенно двигая рукой, делает ремарку "Это не ретро, нас туда занесло...". И правда, далее началась куда более привычная для нынешнего состояния коллектива песня "Праздник", после которой следует ряд вещей с последних альбомов, включая совсем новую "Летела Жизнь" (ничем особо от этих вещей не отличающаяся).

СПЛИН сейчас - крепко звучащий, слаженный коллектив, играющий без огрехов, практически на автомате. Но в этом автоматизме чего-то не хватало. Тот же Ян Николенко звучал бы тем вечером нелишним, тем более его флейта до сих пор у многих ассоциируется с песнями из "Альтависты", "25-го Кадра" и "Новых Людей".
Тем временем, после медитативной "Марии И Хуаны", Васильев отпускает со сцены остальной коллектив со словами "Вы бы знали, как я их мучаю, они так устали". И начинает тоже довольно неожиданный сет из песен, записанных на альбоме "Черновики". Звучит "Кто-то Не Успел", Васильев говорит "Наконец-то нашлись люди, готовые меня выслушать... А в Кремль нас не пускают, т. к. мы в черном списке ФСО". Из зала начинают приносить цветы и записки. "Ну приносите, не стесняйтесь, раз уж такая информация пошла". "Небо В Алмазах", "Домовой", прекрасная "Скоро Будет Солнечно" (жаль, что сыгранная не в полном составе). Кто-то громко требует "Двое Не Спят" и "Романс", но в ответ Васильев читает новую песню из четырех строчек "Едет на экватор / Мой эвакуатор / Эх эх эх эх / Покурить с утра не грех". После "Рождества" и "Двуречья" на сцену возвращается весь коллектив и бордо начинает вторую часть концерта с "Остаёмся Зимовать".

Казалось бы, настало время для той хитовой части программы, что обычно на концертах СПЛИНА исполняются хором. Но нет, оказалось, что пришло время для альбома "Сигнал Из Космоса", творческая состоятельность которого лично для меня находится под большим вопросом. Несмотря на периодическое возвращение к более старым вещам, вроде "Добрых Дел Мастера" и "Пой Мне Ещё", в конце концов вся эта депрессивно-маниакальная масса композиций начала несколько утомлять. Хотя из зала продолжали приносить записки, которые Васильев озвучивал: "Счастье, когда ты поёшь" или "Мечты сбываются". Заканчивающая основную часть сета "Альтависта" явно не выглядела концом программы, всё-таки ожидалось, что в конце группа лупанет дуплетом из шлягеров вроде "Орбита". Но нет, "Другая Точка Зрения" и поклон.Традиционно для «Крокуса», в конце зал встаёт и кучкуется у сцены, заставляя остальных зрителей, попавших в партер, наблюдать за последующим действием стоя. После ожидаемого "Романса" играет столь же неоднозначная, как и весь последний альбом коллектива, композиция "До Встречи", и группа прощается со слушателями.
"Акустический вечер" оправдал мои ожидания лишь частично - уверенно начавшись с того, за что группу СПЛИН я всегда любил, он интересно продолжился, но как-то смазанно и предсказуемо закончился. В любом случае, за первую часть концерта и сольный сет Александру Васильеву отдельное спасибо.

Фото: Екатерина Фомина

Сергей Мудрик

Комментарии
Отправить
Пусть группа СПЛИН не выпускает выдающихся пластинок с 2001-го года, а на концертах не играет песен старше «Гранатового Альбома»…
22.05.2013, 13:22 0
Молодящаяся, но уже не очень молодая екатеринбургская группа САНСАРА до сих пор пребывает в странном дивизионе отечественной музыки. Обозреватели разной масти со сдержанностью, но усердно посыпают их уместными комплиментами, Илья Лагутенко декламирует цел
21.05.2013, 14:14 0
«Ветераны» крупнейшего российского рок-фестиваля облачились в свежие разноцветные футболки с надписью «Я пережил "Нашествие 2010"». Главное приключение лета, как позиционируют его из года в год организаторы, осталось позади, собрав на этот раз почти рекор
16.05.2013, 18:15 0