Всё пятилетие новейшей жизни коллектива тот давал концерты исключительно на родных площадках. Все гастрольные выезды за пределы города выполнял лишь идейный и бессменный вдохновитель коллектива Вадим Демидов сольно. Об одном из таких мы писали совсем недавно.
В наступившем году Вадиму исполнилось 50 лет. И юбилейная дата не обошлась без специального концерта. Опять же, проходившего в Нижнем. Эксклюзивность предстоящего мероприятия и моя личная привязанность к творчеству ХРОНОПА в этот раз наконец-то заставила купить билеты на поезд, чтобы увидеть группу живьём в полном боеоружии.
Клуб «Jamboree» - одно из переделанных подвальных помещений Большой Покровской улицы, "местного Арбата". Клуб был переполнен. Во всяком случае, все столики перед сценой были заняты, а мест "стоячих" было считанное количество, и было, в общем-то, не протолкнуться (нас с товарищем даже изначально не хотели пускать, но предъявленный ж/д билет до Москвы пропустил нас в зал... но с двойной ценой за вход).
Особенностью этого вечера было то, что на сцену обещали выйти музыканты, помогавшие ХРОНОПУ в записи последних студийных работ, а также все участники того самого ХРОНОПА из 90-х, который записал "Здесь И Сейчас" и "Легче Воды". В общем, то, что у известных групп обычно случается на статусных площадках и с большим размахом. Но не хочется сейчас говорить о привычной уже теме недооцененности коллектива.
Начался вечер с нынешней инкарнации группы, с новым гитаристом Михаилом Киселевым. ХРОНОП образца 2011 года играет уверенно и бодро. Может быть, песни в таком исполнении лишаются каких-то студийных аранжировочных изысков из-за компактности коллектива, но жизнь в них бьёт ключом.
Сет-лист перемещался из альбома в альбом, но в рамках нулевых. "Выпала" лишь «Still Life», известная как песня Чижа. Собственно, "Напиваются", которая станет известна как песня Чижа совсем уже скоро, тоже присутствовала.
Начался ряд масштабных "featurings" - на сцене появяются скрипач Сергей Данилов и гитарист ХРОНОПА образца 2008-2009 гг. Александр Охлопков, он же "Хирург". Сергей играет помпезную партию скрипки в финальной вещи альбома "Двенадцать Писем На Небо" "На Пыльной Родине", а также подыгрывает в истории любви с грустинкой "С Октября По Март".
Следующим на сцену поднимается Юрий Лисин, гитариста ХРОНОПА в 2007-2008 гг. Он солирует в "Лисьей Мордочке" (заметьте забавное совпадение с фамилией) со "своего" альбома "Песни Бронзового Века". К слову, и Юрий, и скрипач Сергей играли без репетиций. Впрочем, их профессионализм позволил непосвященным в эти подробности сего факта не заметить.
Здесь появляется Андрей Малых, с той самой знаменитой флейтой, которая была отличительной чертой золотого состава коллектива, и подыграл в песне "За Волгой". Волга была, кстати, всего-то в 20 минутах пешком.
Кроме Андрея берёт инструмент в руки Александр Терешкин, гитарист классического состава, ответственный за хитроумные и непростые партии в записях тех лет. Совершенно чарующе и волшебно звучит "Пророк Иеремия", и я сразу вспоминаю, как пять лет назад в первый раз слушал магнитофонный рип "Здесь И Сейчас" и удивлялся, как такая группа могла остаться незамеченной массами. Следом "Костёр", оставлявший не менее сильные впечатления.
И вот штатного басиста группы периода нулевых Игоря Шивырова заменяет штатный басист восьмидесятых и девяностых Алексей Максимов. На сцене ХРОНОП образца 90-го года, и играется "Прогулка". От звонкого гитарного вступления Терёшкина забежали мурашки по спине. Один в один с альбомной версией, послушайте и поймёте, насколько это всё грандиозно может звучать вживую. Говоря словами персонажа известного ситкома, это было легендарно.
Вадим говорит "Вы видели это в первый и последний раз", и ХРОНОП-1990 уступает сцену ХРОНОПУ-2011. Тем не менее, играется по-прежнему "золотой фонд" коллектива - например, "Я На Стуле Сижу У Окна". "Двое" звучит в два голоса с ещё одним специальным гостем Павлом Пиковским, и это тоже, как минимум, звучит любопытно.
Ещё один гость концерта - DJ Капчиц, репетировавший больше десятилетия назад с группой незаписанную трип-хоп программу. Однако звучит вещь не из тех сессий, а закрывающая "Венецианский" "Спи, Хроноп" - композиция давняя, но для группы знаковая. И с сэмплированными звуками сигнализации и Эллой Фицджеральд в финале.
Закончился же концерт массовым джем-сейшеном на архивной, неизданной на официальных альбомах вещи "Отравленный Блюз". Допев куплеты, Вадим ушёл наблюдать за происходящим в зал, а на сцене в это время собрались практически все остальные музыканты, принявшие участие в концерте, и минут десять давали натурального жару. Профессионализм позволял.
Сложно говорить какие-то новые слова о любимой группе, когда ты уже который год и которую статью пытаешься донести факт её существования до ведома людей. О ХРОНОПЕ даже в связи с этим концертом нечего сказать нового. Преступно недооценённые, обделенные радиоэфирами и вниманием публики, авторы как минимум четырёх альбомов, вошедших в золотой фонд российской рок-музыки. Живьём играют сопоставимо с ожиданиями - хорошо и очень хорошо. Но на гастроли их по-прежнему не зовут, ни в Питер, ни даже в Москву. И, словно Магомету, пришлось самому воплотить в жизнь навязчивую идею увидеть группу живьём, и пойти к горе. И если вы тоже проникнитесь этими песнями, советую вам сделать то же самое. Может быть, наконец, позовут.
Фото: rferl.org
Сергей Мудрик